Весь город говорит \ The Talk of the Town (1942) – реж. Джордж Стивенс

Когда говорят, что наше советское кино сплошная пропаганда, я обычно советую смотреть американское кино, где пропаганда на каждом шагу. Особенно грешит этим кинематограф 40-х. Картину «Весь город говорит» посмотрела из-за Кэри Гранта, которого давно люблю. Фильм весь нашпигован идеологией – прославлением Америки и её законов. Самое интересное, что это скучнейший фон для любовного треугольника, который составили Кэри Грант, Джин Артур и Рональд Колман.

Местами в фильме произносятся такие нравоучительные речи в пользу американских справедливых законов, что сводит челюсти и, если бы не любовная линия, где затесался элемент приключения, то вынести такое было бы совсем тяжко – фильм длится без малого два часа!

Линия главного персонажа, Леопольда Дилга (Кэри Грант), совершившего побег из тюрьмы, очень мутная. Нам словно говорят: «Просто принимайте его за хорошего парня. Он не виноват в том, в чём его обвиняют».

На дворе начало 30-х, у власти президент Рузвельт, вовсю бушуют куклуксклановцы, права даже белых людей не соблюдаются. Леопольда обвиняют в поджоге лесопилки, принадлежащей местному воротиле Холмсу. На стороне богача полиция, жители готовы ему услужить, стуча и шпионя. Во время пожара, якобы, погиб один из работников, и пресса раздувает на этом дикий ажиотаж – его «вдова» появляется на массовых мероприятиях, рыдает и взывает к справедливости. А Леопольд в это самое время затаился на чердаке дома своей бывшей одноклассницы Норы Шелли (Джин Артур).

Она его гонит всеми способами, поскольку сдала домик профессору юриспруденции Лайткапу (Рональд Колман). Она ожидает приезда профессора на другой день, но тот является намного раньше, в самый разгар перепалки между Дилгом и Шелли. Что делать? Беглец остаётся на чердаке, профессор отправляется в свою спальню и просит Нору не стучать дверью, когда она будет уходить. Но то-то и оно, что Нора уходить не собирается. Как она может оставить этих двоих вместе?

Один из них тот, кого ловит весь город, а другой – юрист, первая кандидатура в Верховный суд в Вашингтоне. Так, рискуя своей репутацией, а на дворе пуританские нравы, Нора, правдами и неправдами добивается своего постоянного присутствия в жизни профессора. Да, она будет ему готовить, стенографировать его речи, но главное для неё, не дать встретиться двум жильцам.

Конечно, такое сожительство обещает много сюрпризов, так и происходит. Когда профессор начитывает свои безжизненные догмы, Леопольд не может просто слышать эти оторванные от жизни сентенции и однажды появляется прямо перед профессором и вступает с ним в дискуссию. Кто он такой? Что здесь делает? «Мой садовник Джозеф» – быстро находится Нора. Профессор принимает сообщение как данность, он до сих пор не видел фотографии бежавшего из тюрьмы преступника.

Троица прекрасно сосуществует, отражая периодические набеги полиции, прессы и политиков. Дилг оказывается почти равным собеседником профессору, внеся в его упорядоченную жизнь разнообразие и остроту. Они играют в шахматы, спорят на тему прав человека.

Нора всеми силами пытается склонить профессора к принятию того, что Дилг невиновен, но заранее был заперт в тюрьме, чтобы погибнуть затем в газовой камере в угоду местному мафиози Холмсу, тем самым прикрыть его грязные махинации со страховкой.

Шаг за шагом профессор Лайткап начинает настраиваться на это «мелкое» дело, которое никак не совпадало с его грандиозными планами. Он даже расстаётся со своей бородой, чтобы обаять Нору и опускается до расследования дела Леопольда Дилга. Сцена соблазнения Регины Буш с целью выведать информацию о её «погибшем» муже, очень показательна в плане трансформации взглядов будущего верховного судьи Америки.

Нора произвела неизгладимое впечатление на вечного холостяка Лайткапа, она такая живая, стремительная, хорошенькая, что он готов сменить свой холостяцкий статус. А что же Леопольд? Он сам толкает её в объятия профессора, но не до такой же степени. Знай меру, Нора.

Треугольник находится в прогрессе, каждый собирается с мыслями по поводу своих чувств.

В конце концов, судья созрел, чтобы защищать права рабочего Дилга. А Дилг готов отдаться в руки правосудию. Сцена в суде, куда врывается банда с битами и палками, убеждает законника, как важно вовремя встать на сторону истинной правды. Снова произносятся праведные речи, снова восхваление Америки, светоча всей планеты, и, слава богу, развязка.

Мой вердикт – будь фильм короче на минут сорок, то он выиграл бы очень сильно. В картине «Весь город говорит» великолепно играют трое ведущих актёров. Мне нравится их чувство юмора, они не переигрывают и взаимодействуют на уровне нюансов. В остальном – исторический ракурс в формирование новых законов Америки в пользу синих воротничков во времена Великой Депрессии, хотя, в чём эта польза заключается, я так и не поняла. И, конечно, красавчик Грант не тянет на символ рабочего.

Он выглядит так, словно только что вышел из салона красоты, где получил сразу все услуги. И, конечно, его дискуссии с будущим верховным судьёй на равных также несколько сомнительны.

P.S. Режиссёр Джордж Стивенс известен своей эпической картиной  «Гигант».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *