Не все картины пережили время благополучно и продолжают вызывать душевный отклик. Кино это таинство и никогда не знаешь, как и что западёт на долгие годы. Комедию военного времени «Чем больше, тем веселее» я бы назвала совершенно пустой и глупой, но не спешу это делать – она дала возможность взглянуть на американское общество и узнать, чем оно было озабочено в 1943 году. Самой главной проблемой Вашингтона, например, была тотальная нехватка жилья и… мужчин. Как постоянно напоминает зрителю миллионер, пенсионер и сводник мистер Дингл: «Восемь женщин на одного мужчину во всём городе». Он явился в столицу из Калифорнии, чтобы каким-то образом помочь сдвинуть эту проблему с места. Первую проблему. Для решения второй он староват, но сводничество никто не отменял, и он, при случае, начал проявлять чудеса изобретательности. На мой взгляд, ужасно нелепые и навороченные. Мистер Дингл (Чарльз Коберн) внешне напоминает Черчилля, а сигара добавляет сходство. Он сам пал жертвой проблемы временного размещения — гостиницы забиты до отказа. А явившись на адрес по объявлению в газете, он увидел вереницу желающих получить комнату. Комнату сдаёт самоуверенная и шустрая мисс Миллиган, Кони (Джин Артур).
И мистер Дингл в два счёта управляется со всеми её протестами – да, он не женщина, но у него масса преимуществ перед женщинами. И здесь во мне поднимается буря, цунами возражений. Только представьте – вы отныне будете делить двухкомнатную квартиру с мужчиной, пусть до этого у вас были прямо противоположные намерения. И душ. И туалет. И кухню. Но это, оказывается, актуальность того времени и проверка на патриотизм – чем больше подселится к тебе народу, тем… веселее. Мистер Дингл бесцеремонен до бешенства. Он почему-то решил, что Кони нуждается в мужчине и принялся действовать. Сдал половину своей комнаты Джо Картеру, сержанту, отправляющемуся в Африку.
Там у американцев тоже был какой-то фронт.
Картера играет Джоэл Маккри, играет деревянно. В нём только одно – импозантная внешность, но вы не представляете, как его обожают американцы – визжат от его появления на экране. Это так странно, когда в это же время существовали все иконы того времени – Кэри Грант, Джозеф Коттен, Хамфри Богарт, Кларк Гейбл и Гэри Купер. Сержант сразу влюбился в хозяйку квартиры. Она тоже к нему неравнодушна и это, невзирая на статус невесты, в котором, правда, она уже двадцать два месяца. Её работодатель, Чарльз (Ричард Гейнс) как раз и является её осторожным женихом, который одновременно отвечает за кризис жилья в Вашингтоне.
Прямо у него из-под носа уводят невесту, а он сидит, погрузившись в цифры и закопавшись в ворох бумаг. Кони очень нуждается в любви, не вертуальном обожании, а физически осязаемой. Вот почему Картер, мастер в соблазнении женщин, сумел за считанные часы её завоевать.
Итак, комедия. Совсем не смешная. Режиссёр хотел рассказать о проблеме легко и весело. Наверное, эта картина предназначалась тем, кто уходит на фронт и тогда она воспринималась соответственно. Сегодня всё кажется беспросветно притянутым за уши. Например, целомудренность истории. Кто поверит, что уходящий завтра на фронт мужчина, ложится в свою одинокую холодную постель, а за стенкой его любимая? И это в то время, когда секс с солдатами поощрялся и приветствовался официально. Ведь неизвестно, вернутся ли мужчины, но останется дитя, и нация не вымрет. Женщина, прояви патриотизм. Помоги нации. Этот интимный момент очень ярко рассказан в картине (и в книге!) «Обыкновенная магия» – даже дочь священника вступает в связь с новобранцем, чтобы скрасить его существование. Возможно, считанные дни.
Мистер Дингл призван уморить зрителя хохотом, вытворяя всякие трюки – снимая и надевая халат, не выпуская из рук кофейник с горячим кофе. Или стреляющими брюками. Есть в картине сцена, которая вызвала у меня снова ассоциацию с уже упомянутой «Обыкновенной магией» — японские враги. В это время случился Перл-Харбор, и японцы стали злейшими врагами американцев, гораздо большими, чем германские фашисты. Люди, которые ещё недавно занимали огромную нишу в американском обществе, превратились в одночасье в изгоев. В «Обыкновенной магии» рассказано с болью об этом отрезке времени в жизни американцев. В комедии «Чем больше, тем веселее» Мортимер, совсем юный человек, врывается в квартиру Кони в самый значительный момент её жизни – она собралась на свидание с сержантом Картером. Мортимер требует от неё (по какому праву?) сказать, что она думает о том, стоит ли ему записаться в скауты. Эта сцена вымученная, с претензией на смех, вероятно, в тот год это было именно так. Но затем необъяснимая логически сцена – Кони уходит на свидание с женихом, который, в конечном счёте, позвонил. Сержант остаётся в квартире, достаёт свой полевой бинокль и смотрит, с кем же Кони садится в машину. Мортимер, в свою очередь, следит за сержантом и интересуется, почему тот до сих пор не сдал свой полевой бинокль в специальное ведомство. Картер разворачивается от окна, надвигается на Мортимера и кричит: «Я — японец». Мортимер в панике убегает. Но, как бдительный гражданин, тут же сообщает в ФБР. Вскоре агенты забирают сержанта в участок. И Кони, вернувшуюся к тому времени со свидания с Чарльзом. Там и выясняется, кто есть кто и в каких отношениях состоит.
В участке встречаются все участники истории – жених Кони, а вездесущий сводник мистер Дингл претворяется, что не знает девушку и никогда не снимал у неё комнату. Всё так неловко, нелогично и рассчитано просто на невзыскательного зрителя. Я, конечно, очень часто проявляю невзыскательность, но не в этот раз. Ставлю этой, с позволения сказать, комедии 2+. Плюс за освещение момента, за срез американской истории с нехваткой жилья и тотальным дефицитом мужчин. Я была уверена, что это только у нас.