Вечерние посетители \ Les visiteurs du soir (1942) – реж. Марсель Карне

Ура, в моём списке обязательных к просмотру картин несомненная жемчужина — «Вечерние посетители». И снова меня не подвёл Марсель Карне с его музой Арлетти.

«Вечерние посетители» — восхитительная стильная фантазия об истинной любви, способной победить даже дьявола. Действие перенесено в средневековый замок, куда явились два менестреля, чтобы устроить хаос в сердцах его обителей.

Они – посланники дьявола и чем больше они напакостят в любовных отношениях, тем больше благосклонности получат от своего адского господина. Менестрели выдают себя за братьев, но видно невооружённым глазом, что Доменик – женщина, и её отношения с Жюлем отнюдь не сестринские.

Оба махровые циники, они разбили множество сердец. Их давно тошнит от любовных признаний. Они в поисках всё новых любовных жертв, и это их главное развлечение в жизни. Всё так и было до того, как Жюль увидел Анну, дочь хозяина замка, вдовствующего барона Хьюго.

Анна (Мари Деа) – невеста рыцаря Рено (Марсель Эрран), не менее циничного, чем вечерние посетители Жюль и Доменик. Он говорит о своей любви Анне, но та сердцем чувствует, что эти слова ничего не значат и главное для него – обладание её телом и душой, полное подчинение своей воле. Когда Жюль поёт свои грустные любовные мадригалы, она отзывается на них всем своим неискушённым сердцем. Жюль начинает свою гнусную игру соблазнения девушки. Ему это раз плюнуть. Он поднаторел. Он – серийный соблазнитель.

Девушка – воплощение чистоты, роза, ради которой рыцари отправляются в долгоиграющий поход или бьются на ристалищах. Параллельно работает Доменик. Она взяла в оборот жениха Анны, прожжённого ловеласа, и в секунду его окрутила. При этом она просто молчала и смотрела на него туманным взором, от которого тот корчился, как на горячей сковороде. Желание так обуревало его, что он напрочь забыл о невесте.

Дело сделано – жених с невестой отвернулись друг от друга и глядят в разные стороны, туда, где властвуют Жюль и Доменик. Во время охоты Жюль и Анна уединяются, и теперь девушка знает, что значить всецело принадлежать мужчине. Она говорит Жюлю, что для неё любовь это свобода, а не принадлежность. Если это не так, то тогда для неё это смерть. И это как раз то, что обещал ей Рено. После сцены у ручья Жюль повёл себя странно, он оттолкнул Анну и стал говорить ей обидные вещи, смеяться над её признаниями. Анну это ничуть не поколебало – она любит и знает, что любима. Она также знает, что хозяин Жюля – дьявол.

В это время Доменик нашла ещё одну жертву – отца Анны, старого барона, и заставила его изнывать от любовной горячки. За всеми персонажами любовного спектакля следит дьявол, и когда Жюль выходит из-под его контроля, он является в замок, чтобы всех расставить по своим местам. Этот дьявол великолепен! Его искромётно сыграл Жюль Берри, но и Луи де Фюнес был бы на месте).

В Дьяволе столько страсти, он так хочет везде успеть и всех столкнуть друг с другом, что мечется между влюблёнными, как безумный. Вулкан и фейерверк.

Наказав непокорного Жюля, он принимается обрабатывать Анну, которая пробудила в нём глубокое любопытство, и заключил с ней соглашение – он отпускает Жюля из темницы в обмен на любовь Анны. С одним условием – Жюль напрочь забудет, что с ним случилось в замке, а значит и свою любовь. Ради свободы любимого Анна готова на такой шаг.

Финал удивительный! Даже Дьявол поражён коварством девушки, которой так доверял. В общем, я получила огромное удовольствие от этой ладно скроенной истории и особенно от игры актёров. Все великолепны. В Жюле узнала Алена Кюни, священника Фролло из «Собора Парижской Богоматери» 1956 г. и Штайнера, жуткой роли в «Сладкой жизни» Федерико Феллини. Хороша Мари Деа, Эвридика из мистической драмы Жана Кокто «Орфей». И, конечно же, Арлетти! Здесь хочу восхититься её красотой — в ней тайна и потусторонность. Она умеет это играть с блеском, и выглядит очень современно.

Мне понравился ритм картины, замедленный и плавный – наверное, так и жили в Средневековье в расчёте, что у них впереди целая вечность. Понравилась поэтичность диалогов – поэзией пронизан весь фильм — следите за каждым словом, потому что именно в них заключён главный посыл картины – битва с дьяволом за настоящую любовь не прекращается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *