Дети райка \ Les enfants du paradis (1945) – реж. Марсель Карне

 

Я не могу расстаться с фильмами 40-х. Смотрю их, как заворожённая, и радуюсь, что предстоит увидеть очень много настоящих шедевров прошлого. «Дети райка» считается одним из самых великих фильмов не только французского, но и мирового кинематографа. Тема всепоглощающей любви на фоне театра. Расскажу о своих впечатлениях.

Прежде всего, что мне особенно понравилось, так это ощущение подлинности эпохи -19 век населён живыми людьми, не статистами, и улица, и сами театры, все интерьеры дышат! И это ничего общего не имеет с сегодняшними историческими картинами. В «Детях райка» нет перегородки между зрителем и экраном, всё воссоздано мастерски, ощущение присутствия в том времени, и чёрно-белый формат работает дополнительно на историзм. Хороши все актёры. Много колоритных персонажей, словно сошедших со страниц книг Виктора Гюго. Никогда не думала, что меня так захватит театр пантомимы, который начинается прямо на улице, среди толпы, а Батист (Жан-Луи Барро), мим, сразу берёт в плен своим виртуозным телом, «рассказывая» историю ограбления. Понравилась непредсказуемость персонажей, свежесть поворотов истории, очень богатый подтекст поступков и масштабность характеров людей.

Что меня сдерживает назвать картиной «самой-самой» из всех виденных доныне? Она слишком затянута и местами спектакли, идущие в театре, скучноватые. Наверное, это из-за того, что режиссёр любой ценой вознамерился снять материал в две серии.

И ещё один момент меня сильно разочаровал, Батист, главный герой истории. Зачем, почему развернули характер этого человека так резко? Я не поверила, что такой честный и благородный человек, может пожертвовать женой и маленьким сыном ради Гаранс. Это было так жестоко по отношению ко мне, зрителю, словно весь фильм для меня перевернулся с ног на голову.

Мне не очень понравилась актриса Арлетти в роли куртизанки Гаранс, в которую влюблён весь Париж. Актрисе 47 лет, и все годы написаны у неё на лице. Почитала её фильмографию, где несколько фильмов Марселя Карне, она его муза и что, не отвертеться?

В то же время, актриса сумела создать такой яркий и мистический образ, что и возраст, и её поблёкшая красота отступают на задний план. Именно её кажущаяся доступность сводит с ума мужчин. Она совершенно свободна и никому не хочет принадлежать. Она отдаёт своё тело лишь тому, кто ей нравится. Все её речи настолько современны сегодня, что звучат как манифест движения МиТу. Любовь – главная движущая сила всей истории, рассказанной фильмом «Дети райка».

Раёк – галёрка, где сидят самые бедные зрители, но именно они вдохновляют актёров играть на грани возможностей. И это тоже любовь. Взаимная.

Но в любой момент она может оборваться – плохо сыграли актёры, и публика требует вернуть деньги за билеты. Так и в жизни: Гаранс – объект плотского желания мужчин, но она дарит им только иллюзию любви. По правде говоря, в ней нет жизни, одна изысканная оболочка. Поражает её холодное самообладание и самоирония, она ничего и никого не боится, прошла всё и ко всему готова.

С самого начала истории мы видим Гаранс в компании отпетого негодяя Ласенера (сыгран сочно Марселем Эрраном), который готов пролить реки крови, чтобы подарить ей бриллианты. Ласенер влюблён в Гаранс, но та воспринимает его как источник красноречия и приходит к нему, когда ей скучно. Ласенер сыграет драматическую роль в жизни Гаранс, но станет ли это для неё драмой?

Затем событие на площади, где Гаранс обвинили в краже часов. В это самое время Батист работал со своим театром, и он показал пантомиму полиции о том, кто украл часы. Гаранс освободили, а она бросила Батисту цветок. Эта встреча стала решающей в жизни Батиста. Он влюбился основательно и навсегда.

В него влюблена Натали (Мария Казарес). Она играет на сцене Коломбину, а он – Пьеро. Временами кажется, что он заигрался в роли романтического печального влюбленного и в реальности. Даже когда Гаранс предложила ему себя, он возмущённо отверг её – или вся её любовь, или ничего. Значит ничего, и она легла в постель с другим, начинающим актёром и талантливым драматургом Фредериком Леметром (Пьер Брассёр).

Леметр — самый интересный персонаж в «Детях райка», кроме любви к Гаранс у него есть ещё одна страсть, театр, и это больше, чем любовь к женщине.

Наконец, четвёртый мужчина, потерявший голову из-за Гаранс, граф де Монтрей, неприятный, ледяной, эгоистичный. Совершенно непонятно, как он умудрился испытать такое горячее чувство, как любовь.

Граф увозит Гаранс в Шотландию, и спустя шесть лет они возвращаются в Париж. Она каждый вечер приходит в театр, чтобы посмотреть на Батиста, который женат на Натали, и у них растёт сын. В один из вечеров закручивается тот крепкий узел, который разрубают все главные персонажи. Самое интересное, что дальше? И ответа на этот вопрос в фильме нет. Финал настолько странный, противоречивый, двойственный, что я даже подумала – потерялся целый кусок фильма. Но нет, так задумано режиссёром. А что думать нам?

P.S. Арлетти в период немецкой оккупации Франции имела связь с немецким офицером, после войны была осуждена и сидела в тюрьме. Её история легла в основу фильма «Арлетти. Преступная связь» (2015). В роли Арлетти Летиция Каста.

2 комментария to Дети райка \ Les enfants du paradis (1945) – реж. Марсель Карне

  1. AlexSandra:

    Из всех шедевров старого кино, о которых ты рассказываешь, этот фильм — один из немногих, что я видела, но ничего не запомнила, кроме названия. Помню, как расспрашивала маму, что за «райк» такой.)))

    • georgina:

      Совсем была маленькая. Да, «раёк» вряд ли современное слово. Галёрка, скорее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *