Фильмы о крутых парнях появились на самой заре кинематографа, но никто не внёс столько поэзии и стиля, как это сделал французский режиссёр Жан-Пьер Мельвиль и Ален Делон в каноническом «Самурае». Теперь, когда картине стукнуло полвека, можно уверенно сказать, она является образцом для многих режиссёров. Видео, созданное Philip Brubaker, проводит быстрый экскурс в картину и выделяет ключевые моменты, ставшие обязательными для картин-последователей.
Видео скорее оценивает, нежели анализирует и сосредоточено вокруг убийства – до и после. Делон исполняет почти одни и те же действия, а режиссёр снимает их почти одинаково. Почти. Только добавляет едва уловимые различия в освещении, тем самым добавляя тёмную нотку действиям Делона после убийства. Сначала он уверенный в себе профессионал, затем появляется трагический аспект – словно животное, он покорно следует своим инстинктам, зная, что они ведут его в ловушку.
Невзирая на разговоры вокруг алиби и убийства, «Самурай» далёк от реалистического фильма о преступлении. Даже сам Париж нереалистичен, как признал сам режиссёр. Вместо этого воспроизведение чистого стиля – педантично снят каждый кадр, заполненный безукоризненно одетыми людьми в белых перчатках, даже если при этом они кого-то убивают. В «Самурае» Мельвиля есть что-то от фильмов Робера Брессона и классических гангстерских фильмов Warner Bros, а в Жефе Костелло, герое Алена Делона, угадывается влияние Джеффа, персонажа Роберта Митчема из нуарного триллера 1947 года «Из прошлого». Недаром у них одинаковые имена. Правда, с большим различием – Митчем даёт блестящее словесное объяснение обречённости благородства своего Джефа. Делон сумел выразить суть своего персонажа жестами и движениями.
Да, завораживающий фильм. Оказывает гипнотическое воздействие. Надо пересмотреть :)