Картина «Тёмные времена» почему-то всё время вызывала у меня ассоциации с исторической драмой «Король говорит» 2010 года. И не только из-за одного исторического периода и одних и тех же исторических фигур, короля Георга VI и Черчилля. Дело в полной идентичности атмосферы и какой-то театральности происходящего. Казалось, сейчас занавес опустится, и пора начинать хлопать в ладоши. Также назойливо теребила мысль: «Принимаю или не принимаю Гари Олдмана в роли Черчилля». Где-то к середине фильма немного отпустило. Когда Олдман зажигал сигару и подносил спичку близко к лицу, я замирала: «А вдруг латекс начнёт плавиться?»
Кроме этого мешала музыка. Композитор Дарио Марианелли. Навязчивая, иногда не к месту бравурная. Актриса Лили Джеймс, как ни странно, не раздражала — её никчемная роль секретарши Черчилля, чтобы только сделать некоторую разрядку и убрать, наконец, камеру с фигуры Гари Олдмана, вносила нотку разнообразия, не более того.
Кристин Скотт Томас в роли Клементины, жены Черчилля, шаблонна. Немножко тепла, немножко суровости, чуть-чуть интимности и совершенно нелепая вставка с её откровениями о своей жизни.
С удовольствием посмотрела на двух актёров из моего любимого сериала «Гордость и предубеждение» — Бенджамена Уитроу и Дэвида Бамбера. Один играет в том сериале мистера Беннета, отца многочисленного семейства. Другой – восхитительный священник мистер Коллинз. Здесь им практически делать нечего – присутственные роли. С трудом узнала Бена Мендельсона в роли короля Георга VI – того, кто заикался и не мог произносить речи публично. В «Тёмных временах» есть некоторый намёк – он говорит с небольшими остановками.
Вообще не узнала Стивена Диллэйна, которого не могу забыть после картины «Пламя страсти». Здесь он в роли виконта Галифакса, друга короля и сторонник альянса с Гитлером. Грим изменил его до неузнаваемости.
Честно говоря, я не хотела смотреть этот фильм. Не очень люблю исторические фильмы с политическими дебатами, интригами и дипломатией. К счастью, в этой картине было всего понемногу и если кого-то было очень много, то это Гари Олдмана. Это его картина, его бенефис, его капустник. Мне кажется, он насладился своей работой в этой роли, как положено. За его нахождение в таком гриме и то, что он умудряется работать лицом в крупных планах, честь ему и хвала. Пусть уж он получит свой первый Оскар.
Хотя, если разобраться, Дэниэл Дэй-Льюис значительно более драматичен и глубок в роли портного в картине «Призрачная нить». Но сколько можно? У Дэй-Льюиса уже есть три статуэтки, солить их, что ли.
Что касается самой картины – В фильме показаны несколько майских недель 1940 года – на пляжах Дюнкерка под огнём противника находится британская армия и требуется срочная эвакуация, иначе триста тысяч человек неминуемо погибнет. Любопытная деталь – режиссёр Джо Райт уже запечатлевал этот момент истории в своём триумфальном шедевре «Искупление» — только там Дюнкер показан глазами Джеймса Макэвоя, умирающего под снарядами фашистов. В «Тёмных временах» с Дюнкерка начинается возвращение Черчилля в большую политику. Умиротворяющие переговоры тогдашнего премьер-министра Чемберлена с Гитлером подвели Англию ещё ближе к войне, поэтому появился запрос на человека, способного на противостояние. Отлично показана кухня того, как принимается решение вступать в войну или сдать Британию. Черчилль, известный своими провальными военными операциями, ратует за войну до победного конца, чем вызывает ненависть многих политиков Британии – они ведут переговоры с третьими лицами, чтобы заключить выгодные сделки с Гитлером и сохранить свои привилегии. Картина цитирует многие расхожие высказывания любителя кубинских сигар. И куда же без мифической сцены, где Черчилль спускается в метро, чтобы узнать мнение простых лондонцев о том, надо ли вступать с Германией в войну или вести переговоры о сдаче страны с минимальными потерями в суверенитете.
Он ведёт переговоры с Рузвельтом, просит у него самолёты, флот, но тот отказывает, ссылаясь на нейтралитет Америки в войне, которую ведёт Европа. Вернее, которую не ведёт Европа – страны сдаются каждую неделю, словно в соревнованиях, кто быстрее. Смотреть эту картину грустно, когда знаешь наперёд, чем всё это закончится и закончится ли вообще, если помнить о сегодняшней грозовой ситуации, где снова всё то же и почти всё те же. Появляется устойчивое ощущение, что нас готовят к очередной глобальной войне, которая уже ведётся отдельными очагами то там, то здесь – и славная Британия поспевает всюду.
«Тёмные времена» не лучшая картина Джо Райта. Несомненно, «Искупление» — его самое высокое достижение. «Анна Каренина» стремится к совершенству. Картина об Уинстоне Черчилле это самый средний середнячок, где возвеличивается историческая личность очень противоречивая и не такая невинная и пушистая, как её подаёт режиссёр.
Спасение английской армии делают великим событием. И ни слова о сепаратных договорах с мерзкий и фашистами.
Да, вы правы — приходится только догадываться, сколько всего грязного осталось за кадром. Иначе померкнут «героические» образы победителей второй мировой