Сразу скажу, что это не моя рецензия на фильм «Солярис» Андрея Тарковского. Но это мой самый любимый фильм на космическую тему. Очень люблю научную фантастику с раннего детства и Станислава Лема в особенности. И мне ужасно интересно, как иностранцы воспринимают наш фильм. Такой сложный фильм. (Русский ответ фильму Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», вне всякого сомнения). Судите сами.
С огромной радостью я распаковал «Солярис», недавнюю покупку на летней распродаже the Criterion. До этого я посмотрел единственный фильм Тарковского, «Сталкер», который для меня стал кинематографическим вызовом, и я частенько о нём задумываюсь. Теперь я уже лучше подготовился к медленным и наползающим сценам и его цветовым вариациям.
Я вспоминаю, какое чувство вызвал у меня его «Сталкер» и такое же повторилось в «Солярисе», где первый час такой замедленный, но результат вознаградил за терпение. Я ощущаю острую необходимость заставить вас полюбить этого режиссёра и особенно этот умный и прекрасный научно-фантастический фильм.
Крис Кельвин (Донатас Банионис) – угрюмый, но в других отношениях обычный психолог, получает задание лететь на космическую станцию в районе таинственной планеты Солярис, о которой так мало чего известно. Он знает, что на станции работают только трое учёных.
По прибытии он узнаёт, что его друг доктор Гибарян покончил с жизнью, оставив ему послание, где есть странное предупреждение об угрожающем воздействии планеты. Понаблюдав за коллегами, он сам начинает испытывать то, о чём предупреждал его Гибарян.
Похоже, что Тарковского занимает тема экзистенциализма, что утвердится в его «Сталкере». Фильм – удивительное исследование экзистенциализма, часто отсылающего к таким писателям, как Толстой и Камю. Например, когда Кевин начинает подпадать под творение, которое преподносит ему Солярис в виде умершей жены Хари (удивительно сыгранной Натальей Бондарчук), начинаешь гадать, какой подход предпримет режиссёр в её восприятии.
Типичный фильм жанра sci-fi наверняка как-то бы осудил Кевина за его привязанность к Хари с неизбежным конфликтным штампом – «она не настоящая». Но «Солярис» пошёл тёмным, полным сомнений, путём, который бросил вызов условностям, связанным с любовью и человеческой природой.
Прибавьте к этому и естественную красоту природы, так редко запечатлённую на экране. Есть удивительное свидетельство режиссёра Акиры Куросавы об этом фильме и его первой встрече с Андреем Тарковским (встреча закончилась тем, что они хорошо выпили и спели дуэтом песню из «Семи самураев»). Куросава утверждает, что медленное, но завораживающее начало фильма нужно было для того, чтобы заставит зрителя скучать по Земле.
Меня поразило это мнение – оно добавляет пронзительности в понимании фильма.
Начальные сцены фиксируют красоту Земли, но большинство сцен связаны с показом серого космического пространства станции. Это буквально засасывает в земные сны Кельвина.
Не только он скучает по Земле, мы тоже начинаем по ней скучать. Мы хотим ещё больше Земли Тарковского и самое близкое приближение к этому – Хари. Существует чудесная параллель между тем, как Наталья Бондарчук представляет свою героиню и жизнью людей на Земле, включая родителей Криса. В сердцевине этого фильма несчастье – красота уходит, а Крис (и мы вместе с ним) в тоске о ней.
Я не очень рассчитывал, что получу ожидаемое, когда впервые читал синопсис «Соляриса», но был поражён тем, как режиссёр всё это передал. Фильм намного доступнее по пониманию, чем «Сталкер». Он более погружён в реальность сюжета и чуть больше привычного монтажа, но темы и медлительная красота в ней присутствуют. Не могу представить, чтобы кто-то другой смог рассказать такую историю. Вот почему я не могу решиться на версию Содерберга.
Тарковский это автор, который снимал мир уникальным, только ему доступным образом.
Я бы посоветовал картину всем любителям кино, любителям научной фантастики, ищущим вызова и тем, у кого этим вечером случился экзистенциальный кризис. Фильм прекрасен, переполнен смыслами и может найти отклик у каждого. Отличная работа, Андрей.
Источник – travisryanfilm.com
P.S. The Criterion — компания из Нью-Йорка, созданная в 1984 г. Janus Films и Voyager Company с целью распространения в США и Канаде видеокассет со значимыми с художественной точки зрения кинофильмами. В 1990-е годы перешла на выпуск лазердисков, в 1998 году — на форматы DVD и, позже, Blu-ray.
Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Анатолий Солоницын (доктор Сарториус), Владислав Дворжецкий (Анри Бертон).
Дубляж голоса Донатаса Баниониса, который до конца дней не избавился от акцента – Владимир Заманский. Вадим Юсов – оператор.
Художники, воплотившие фантастический мир – Наталья Фомина и Михаил Ромадин.
Я, неверное, не доросла ни до Соляриса, ни до Тарковского, ни до Одиссеи. Сложно. Не получаю удовольствия от просмотра. И не сказать, что книга Лема хорошо зашла, в своё время.
Не в том дело, что не доросла. Ну не могут все нравиться. Я люблю лишь несколько фильмов Тарковского, остальные во мне не вызвали ответа, не отозвались. «Солярис» полюбился сразу. Но тогда считывались не те слои и темы.