Прочитав выдающийся роман гениальнейшего из авторов научной фантастики Станислава Лема – Солярис, захотел посмотреть созданные по этому произведению два фильма – Солярис Стивена Содерберга и фильм Андрея Тарковского. Что же, первым под руку попалась американская версия — с неё и начну.
Вначале расскажу немного о сюжете фильма Солярис 2002 года:
Крис Кельвин (Джордж Клуни) – доктор- психолог, который день изо дня помогает решать бытовые и личностные проблемы людей. У него самого большая проблема – это психологическая травма, вызванная смертью его жены Рей (Наташа Макэлхон). В её смерти он чувствует вину за собой, так как это случилось из – за их ссоры, в результате которой он ушёл из дома. Она не смогла перенести одиночества и приняла фатальную дозу таблеток.
И вот однажды к Крису приходят два служащих из руководства ДиПиЭй. Они предлагают ему посмотреть запись, адресованную Крису, его другом и учёным Гибаряном, находящимся на космической исследовательской станции Солярис. Гибарян просит Криса прилететь на Солярис и помочь им разобраться в сложившейся ситуации…
По прибытии на Солярис, Криса никто не встречает, мало того, он обнаруживает следы крови и полный беспорядок, творящийся на станции. Вместо тёплой встречи его ожидает горькая правда о том, что Гибарян покончил с собой, а двое оставшихся учёных на станции, мягко говоря, ведут себя странно. На вопрос Криса: «Что здесь происходит?» один из учёных по имени Сноу (Джереми Дейвис) отвечает: «Я бы вам сказал, да вы просто не поймёте…», задав тот же вопрос другому учёному-женщине Гордону, получает невразумительный ответ: «Пока это не начнёт происходить с вами… Нет смысла разговаривать».
Первый сон Криса на космической станции Солярис… Ему снится его жена Рея, тот момент, когда они впервые увидели друг друга, их встреча на вечеринке Гибаряна, некоторые моменты из их прошлой жизни… Крис просыпается от прикосновения чьей — то руки… Руки его жены Реи… Что за чертовщина здесь происходит, как она сюда попала, кто она…?
Моя рецензия на фильм:
Ну, вот теперь всё что накопилось за просмотр фильма, с радостью изложу по пунктам:
«+» фильма Солярис 2002
1. Это, конечно же, игра Джорджа Клуни в главной роли психолога Криса Кельвина. Игра более чем убедительна, абсолютно естественна и лично у меня не вызвала никаких вопросов. То, как он передал свои переживания и одиночество, потеряв свою жену на Земле и то, как он не хотел потерять её снова на станции Солярис, осознавая, что она — это уже не она, а лишь её образ/клон, скопированный (вырванный/взятый — кому как нравится) из его головы Разумным Океаном … — высший пилотаж. Крис Кельвин — это Джордж Клуни, Джордж Клуни — это Крис Кельвин.
2. Безусловно, это композитор Клифф Мартинез… Музыка его заставляет прочувствовать таинственность происходящих событий на станции Солярис. Это поистине незабываемая музыка. Моя любимая сцена в фильме — первый сон Криса Кельвина на Солярисе — благодаря музыке приобрела глубокий смысл.
3. Внешний и внутренний вид космической станции Солярис. Ну это и не удивительно, так как американцы снимают лучшие фильмы про космос.
4. Атмосфера космоса — по большому счёту это заслуга композитора.
5. Отличная операторская работа: убедительная картинка, цвет, долгие паузы в сценах, характерные для аниме, удачные ракурсы — всё это усиливает впечатление.
6. Приятно удивила альтернативная концовка — не мог предположить, что так можно закончить фильм.
«-» фильма Солярис 2002:
Их гораздо больше (ну что тут поделать, коль была взята за основную сюжетную линию — любовь Криса и Реи)
1. Книга Станислава Лема Солярис не о любви, конечно, в ней это присутствует, но делать её основной — это слишком по — голливудски. Зачем американскому зрителю забивать голову проблемой «одноклеточного протоплазматического Разумного Океана», способного извлекать из самых потаённых уголков сознания человека пережитые эмоции — гораздо проще следить за любовной линией, чем вникать в научно — философский пафос. Короче говоря, из мириад возможных сюжетных линий, взята одна и самая примитивная из всех — это тема любви. Давая интервью одному Варшавскому журналу о фильме Содерберга Солярис, Станислав Лем сказал:
Итого о фильме Солярис 2002 Содерберга:
Здесь лучше всего процитировать самого Станислава Лема : «Трудно сравнивать книгу, эти несколько сот листов бумаги, написанных почти полвека назад, с технологически обеспеченной картиной, использующей высшие достижения кинематографической и компьютерной техники, над которой трудился огромный коллектив людей. Художественное видение Содерберга представляется осмысленным и последовательным, но, однако, в явном отрыве от первоисточника. На первый план режиссер выдвинул трагичную любовь Криса и Хари — эмоциональный элемент решающим образом доминирует над интеллектуальным. Солярийский же океан является Великим Отсутствующим. В фильме есть своя неповторимая, захватывающая зрителя атмосфера. Насыщение светом, колоритность, трактовка темы, музыка, игра актеров, умеренное применение специальных эффектов, прозрачный сюжет — все это создает произведение необычное, захватывающее, действительно новаторское. Содерберг создал пример смелого художественного кино — твердый орешек для раскусывания массовым потребителем, которого кормят голливудской кашей.»
P.S. Для того чтобы этот фильм понравился, нужно смотреть его ДО прочтения книги… Если же вы УЖЕ прочитали книгу, то постарайтесь на 1час 30 минут забыть сюжет книги — тогда всё будет восприниматься почти безболезненно…
PS: Скриншоты Океан: [nggallery id=8]