Солярис / Solaris (2002)

Обзор фильма Солярис

Прочитав выдающийся роман гениальнейшего из авторов научной фантастики Станислава Лема – Солярис, захотел посмотреть созданные по этому произведению два фильма – Солярис Стивена Содерберга и фильм  Андрея Тарковского. Что же, первым под руку попалась американская версия — с неё и начну.

Вначале расскажу немного о сюжете фильма Солярис 2002 года:

психолог Крис Кельвин

Крис Кельвин (Джордж Клуни) – доктор- психолог, который день изо дня помогает решать бытовые и личностные проблемы людей. У него самого большая проблема – это психологическая травма, вызванная смертью его жены Рей (Наташа Макэлхон). В её смерти он чувствует вину за собой, так как это случилось из – за их ссоры, в результате которой он ушёл из дома.  Она не смогла перенести одиночества  и приняла фатальную дозу таблеток.

сообщение Гибаряна

И вот однажды к Крису приходят два служащих из руководства ДиПиЭй. Они предлагают ему посмотреть запись, адресованную Крису, его другом и учёным Гибаряном, находящимся на космической исследовательской станции Солярис. Гибарян просит Криса прилететь на Солярис и помочь им разобраться в сложившейся ситуации…

Станция Солярис и Океан...

Космическая Станция Солярис

По прибытии на Солярис, Криса никто не встречает, мало того, он обнаруживает следы крови и полный беспорядок, творящийся на станции. Вместо тёплой встречи его ожидает горькая правда о том, что Гибарян покончил с собой, а двое оставшихся учёных на станции, мягко говоря, ведут себя странно. На вопрос Криса: «Что здесь происходит?» один из учёных по имени Сноу (Джереми Дейвис) отвечает: «Я бы вам сказал, да вы просто не поймёте…», задав тот же вопрос другому учёному-женщине Гордону, получает невразумительный ответ: «Пока это не начнёт происходить с вами… Нет смысла разговаривать».

Сноу

Гордон говорит об экономическом потенциале Соляриса... :)))

Первый сон Криса на космической станции Солярис… Ему снится его жена Рея, тот момент, когда они впервые увидели друг друга, их встреча на вечеринке Гибаряна, некоторые моменты из их прошлой жизни… Крис просыпается от прикосновения чьей — то руки… Руки его жены Реи… Что за чертовщина здесь происходит, как она сюда попала, кто она…?

Появление Реи...

Моя рецензия на фильм:

Ну, вот теперь всё что накопилось за просмотр фильма, с радостью изложу по пунктам:

«+» фильма Солярис 2002

1. Это, конечно же, игра Джорджа Клуни в главной роли психолога Криса Кельвина. Игра более чем убедительна, абсолютно естественна и лично у меня не вызвала никаких вопросов. То, как он передал свои переживания и одиночество, потеряв свою жену на Земле и то, как он не хотел потерять её снова на станции Солярис, осознавая, что она — это уже не она, а лишь её образ/клон, скопированный (вырванный/взятый — кому как нравится) из его головы Разумным Океаном  … — высший пилотаж. Крис Кельвин — это Джордж Клуни, Джордж Клуни — это Крис Кельвин.

2. Безусловно, это композитор Клифф Мартинез… Музыка его заставляет прочувствовать таинственность происходящих событий на станции Солярис. Это поистине незабываемая музыка. Моя любимая сцена в фильме — первый сон Криса Кельвина на Солярисе — благодаря музыке приобрела глубокий смысл.

3. Внешний и внутренний вид космической станции Солярис. Ну это и не удивительно, так как американцы снимают лучшие фильмы про космос.

4. Атмосфера космоса — по большому счёту это заслуга композитора.

5. Отличная операторская работа: убедительная картинка, цвет,  долгие паузы в сценах, характерные для аниме, удачные ракурсы — всё это усиливает впечатление.

6. Приятно удивила альтернативная концовка — не мог предположить, что так можно закончить фильм.

«-» фильма Солярис 2002:

Их гораздо больше (ну что тут поделать, коль была взята за основную сюжетную линию — любовь Криса и Реи)

1. Книга Станислава Лема Солярис не о любви, конечно, в ней это присутствует, но делать её основной — это слишком по — голливудски. Зачем американскому зрителю забивать голову проблемой «одноклеточного протоплазматического Разумного Океана», способного извлекать из самых потаённых уголков сознания человека пережитые эмоции —   гораздо проще следить за любовной линией, чем вникать в научно — философский пафос. Короче говоря, из мириад возможных сюжетных линий, взята одна и самая примитивная из всех — это тема любви. Давая интервью одному Варшавскому журналу о фильме Содерберга Солярис, Станислав Лем сказал:

«Содерберг сделал «Солярис» — я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского… Я ничего не написал о том, что фильм мне нравится. Я не написал, что он мне не нравится. Это не то же самое. Знаете, добрый злодей это не то же самое, что злой добродей. Есть разница… Мне ведь не говорили, чтобы я соглашался, потому что заработаю денег, а только «вы не имеете понятия, какие технические возможности есть у Голливуда», и я поверил. Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает. Любовь в космосе интересует меня в наименьшей степени. Ради Бога, это был только фон. Но я все-таки человек достаточно воспитанный. Поэтому не набросился на этого Содерберга, это не имеет смысла. У меня была стопка американских рецензий, и я видел, что все старались, потому что Содерберг известен, исполнитель главной роли очень известен, и поэтому на них не навешивали всех собак… Кроме этого, автору как-то не положено особо возмущаться, ну не положено.» 2. Как ни странно, Океан… Выглядел он красиво (отлично бы смотрелся на обоях к Windows), Но ту роль, которую он играет в книге и та роль, которая отведена ему в фильме — две не сопоставимые вещи… 3. Неразбериха с именами… Вместо Хэри — Рея, вместо Сарториуса — Гордон (женщина — негритянка), вместо Снаута — Сноу… Я думаю, это вызвано тем, что женское имя Хэри созвучно мужскому имени Гарри,  Сарториус заменён на Гордон только по причине политкорректности, ну а Снаут в просторечье переводится как рыло или хобот слона, потому Сноу (Снежок) — звучит менее оскорбительно чем Рыло… (чего не скажешь о рядовом Снежке из Цельнометаллической Оболочки). 4. Неожиданный поворот в фильме, благодаря которому выясняется, что Сноу это репликант, убивший свой оригинал — момент очень непредвиденный и думаешь, а почему бы и нет. Ведь и такое могло произойти. Хорошо разыгралась фантазия у сценариста, видимо, всё дело в чудо — грибах. Это даже можно отнести к плюсам фильма. 5.  В романе Солярис было два солнца. В фильме я не увидел ни одного… Например, в фильме Кромешная Тьма режиссёр Дэвид Туи наглядно показал, как выглядит планета, вокруг которой крутятся три солнца. При этом хочу заметить, что этот фильм вышел в 2000 году, то есть на два года раньше!!!  Содерберг, походу дела, тупо лежал на диване и щелкал семечки, плюя в потолок вместо того, чтобы посмотреть фильм своего товарища по ремеслу и  позаимствовать  кое-что… 6. Ну и напоследок. Упрощённые до банального тупизма диалоги, в которых нет и намёка на великое произведение Лема — дай бог услышать процентов 5-10 знакомых цитат и фраз из книги.

Итого о фильме Солярис 2002 Содерберга:

Здесь лучше всего процитировать самого Станислава Лема : «Трудно сравнивать книгу, эти несколько сот листов бумаги, написанных почти полвека назад, с технологически обеспеченной картиной, использующей высшие достижения кинематографической и компьютерной техники, над которой трудился огромный коллектив людей. Художественное видение Содерберга представляется осмысленным и последовательным, но, однако, в явном отрыве от первоисточника. На первый план режиссер выдвинул трагичную любовь Криса и Хари — эмоциональный элемент решающим образом доминирует над интеллектуальным. Солярийский же океан является Великим Отсутствующим. В фильме есть своя неповторимая, захватывающая зрителя атмосфера. Насыщение светом, колоритность, трактовка темы, музыка, игра актеров, умеренное применение специальных эффектов, прозрачный сюжет — все это создает произведение необычное, захватывающее, действительно новаторское. Содерберг создал пример смелого художественного кино — твердый орешек для раскусывания массовым потребителем, которого кормят голливудской кашей.»

P.S. Для того чтобы этот фильм понравился, нужно смотреть его ДО прочтения книги… Если же вы УЖЕ прочитали книгу, то постарайтесь на 1час 30 минут забыть сюжет книги — тогда всё будет восприниматься почти безболезненно…

PS: Скриншоты Океан: [nggallery id=8]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *