Слуга \ The Servant (1963) — режиссёр Джозеф Лоузи

Ридли Скотт заставил Майкла Фассбендера внимательно изучить «Слугу», когда актёр собирал историю своего Дэвида в «Прометее».


Я постоянно натыкалась на этот фильм, но никак не получалось его посмотреть. Главный посыл – не думайте, что вы управляете ситуацией, возможно, ваши подчинённые осуществляют тотальный контроль над вами, более того, лишили вас всяких сил к сопротивлению. Вы – растение и только ваш слуга знает, как поддержать вас на плаву, но не бескорыстно…

Наверное, Тони (Джеймс Фокс), молодому человеку из самого высокого аристократического круга, и в страшном сне не могло присниться, что беря в услужение Хьюго Баррета (Дирк Богард), он открыл двери отвратительному вампиру (в прямом или переносном смысле, решайте сами).

Баррет, ухоженный, пунктуальный, немногословный, в течение нескольких дней просчитал своего хозяина.  Тони — архитектор с амбициозными замашками, строящим в своём воспалённом воображении города в бразильских джунглях, не менее. Слишком ленивый, чтобы двинуть свой зад с дивана или кресла, он постепенно подпадал под скромное обаяние своего деятельного служки.

Девушка Тони, Сьюзан, потенциальная жена, ледяная вершина Монблана, уверенная стопроцентно, что такая тряпка, как он, будет всегда под ногой. Как же она ошибалась!

Другим ведь тоже надо обо что-то вытирать ноги? И вот мы уже становимся участниками жутких метаморфоз. Тони вроде бы изредка куда-то выходит, с кем-то встречается, рассуждает о работе. Но дело не двигается.  В его руке непременный бокал сводкой.
Чёрт, может, вас сразу отправить читать мой пост об алкоголиках? ;-)

Если бы всё так было просто. Алкоголизм и лень внеклассовые характеристики и мощно завладели всеми. Главное, чтобы было кому подтолкнуть нашу руку в правильном направлении – к стакану. Сьюзан, как и всякая женщина, ощущающая соперниц (соперников) кожей, предостерегла жениха от расширяющегося влияния слуги. Но что-то ещё кроме удобства иметь незаменимого человека под рукой, гнездится в тёмной душонке ленивца архитектора. Этот очень современный пунктик оставляю на ваш суд.

Да, да, есть некоторые намёки, насколько это было возможно в 60-е прошлого века.

Гадюка по имени Баррет вползла не одна, вскоре в доме появляется, якобы, сестричка Вера. Знаете, этакая тупоголовая Барби, с глазами в пол лица – хлоп-хлоп. Не верьте, Вера – махровая шлюшка, и она в опасной игре Баррета, винтик, при помощи которого можно окончательно подчинить хозяина. Сам-то он с места не сдвинется от природного отвращения к любому виду деятельности.

Верочка берёт ситуацию в свои цепкие лапки и ложится прямо на обеденный стол. Соблазнение в кухне под аккомпанемент капающей из крана воды просто напряжение в тысячу вольт.

О, как преобразился после этой ночи Баррет. Управление хозяином превратилось в элегантную хореографию. Дягилев, Петипа, Григорович – в одном лице. А что же Тони? Он хотя бы танцует? Куда там! Пьёт, спит, ест, славно деградирует. И возмущает нас, зрителей, до глубины души. Вот дебил, вот тряпка половая, вот слепота. Не торопитесь обвинять паренька, которому всё свалилось с неба, всё приплыло на блюдечке с голубой каёмочкой. Так уж случилось в этом мире, что одним суждено вкалывать до гробовой доски, чтобы элементарно прокормиться или хорошенько напрячь мозги, чтобы вычислить таких дураков, как Тони и доить их по полной программе. (Как говорил один из персонажей Футурамы: «Понимаешь, как устроен мир, Лила?»)
Такие ребята-деграданты просто взывают, чтобы их использовали. И к ним приходят Барреты. Стригут под ноль. Реплика слуги является квинтэссенцией истории:
Что ты без меня можешь? Я стираю твои трусы, готовлю твою еду, убираю за тобой. Ты – никто, ничтожество.
Баррет


Дирк Богард восхитительно органичен в роли Баррета, сразу на ум приходит его ночной портье из одноименного фильма Лилианы Кавани. Или «Смерть в Венеции». Таких актёров природа больше не делает.

Джеймс Фокс отлично прошёл все стадии деградации. Такого даже убивать противно.

Венди Крейг в роли Сьюзан, прозорливой девушки Тони, несколько старовата и вряд ли может конкурировать с Сарой Майлз, воплощением нового разнузданного поколения. Сьюзан всё видит, обо всё догадывается, но слишком уверена в себе, слишком презирает Баррета и ему подобных, чтобы пачкать о них руки. Она слишком поздно пытается разорвать порочный альянс своего жениха и его слуги.

Фильм «Слуга» очень тревожный. Как умели нагнетать саспенс режиссёры прошлого — без крови, насилия и дешёвых эффектов, диву даёшься.

Не поверите, но после «Слуги» я вернулась к «Прометею», чтобы убедиться, что Майкл Фассбендер действительно привнёс некоторые черты Баррета в своего Дэвида. И что вы думаете, поразительная вещь — я чувствовала дыхание Дирка Богарда, его внимательный глаз следил за каждым шагом ненормальной команды «Прометея», предвидя все промахи и используя человеческие ошибки в своих целях. Всё под контролем, все под контролем. Роли в любой момент могут радикально поменяться, и кто чей господин, лишь вопрос времени.

Дополнительные материалы по фильму Слуга режиссёра Джозефа Лоузи :

Трибьют к фильму под песню All Gone в исполнении John Dankworth и Cleo Laine

7 комментариев to Слуга \ The Servant (1963) — режиссёр Джозеф Лоузи

  1. AlexSandra:

    Наташа, как же я обожаю твои посты. Прочла на одном дыхании! Хочу посмотреть!
    Вот, правда, Сару Майлз сильно недолюбливаю со времен «Больших надежд» с Майклом Йорком, очень уж она,на мой взгляд, не попала в образ Эстеллы. А вот в роли Веры я её вижу.
    Богард великолепен везде. Почему он без «Оскара»-не понимаю.

    • georgina:

      Знаешь, Саша, «Большие надежды» мой самый нелюбимый роман у Диккенса. А уж Эстелла мне просто отвратительна, так что чисто внешне Майлз на месте, хоть она и описывается как раскрасавица в романе.
      К сожалению, эту версию я не видела, только этот фильм Дэвида Лина https://yaokino.ru/bolshie-nadezhdy
      А ты помнишь Сару в «Леди Каролина Лэм»?

      • Евгения:

        Я тоже прочитала на одном дыхании :) Вы, как всегда, в отличной форме. Остро и в точку!

        • georgina:

          Спасибо, очень хочу, чтобы Вы тоже посмотрели, фильм о манипуляторах, а потому очень современный и всегда таким останется, пока останутся на свете хотя бы два человека.

      • AlexSandra:

        Конечно, при моей «англоманиии» я видела «Леди Каролину», но это историческое лицо такой спорный персонаж. У меня нет о ней определённого мнения, поэтому сложно и судить о Майлз, как она её сыграла.
        А ты неужели «Больших надежд» с Итаном Хоуком не видела
        (там ещё де Ниро и Гвинет Пэлтроу)? И за последние лет 15 минимум три ВВС-версии? Я же тут про последнюю (правда, это наверно не ВВС) и читала.

        • georgina:

          Нет, не видела. Следить, следила, но не смотрела. Повторюсь, не люблю эту вещь. Ещё больше не люблю, когда меняют время действия. Для меня роман всегда привязан к эпохе, или не надо подавать это как экранизацию. Например, не выношу «Гамлета» Кеннета Браны по этой же причине.

  2. Прочитал, мда, жесть, как она есть :)))
    Надо смотреть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *