Шумный день (1960) – реж. Георгий Натансон и Анатолий Эфрос

Как иногда случается, один шумный день может перевернуть вверх дном многие жизни. Сколько раз смотрю эту невероятную по мощному впечатлению картину по пьесе Виктора Розова, и всегда она будит во мне самые романтические и бунтарские чувства. Где, когда я потеряла весь свой романтизм, свою веру в светлое будущее? Почему провожу параллель не с 15-летним героем Олега Табакова, а с той, чью мебель он рубит отцовской шашкой? Как говорится, стою у черты. А ведь так всё хорошо начиналось…

Москва 60-х. Большая московская гостеприимная квартира, где живёт семейство Савиных. Отец погиб на фронте, а его шашка, как атрибут, который обязательно выстрелит, висит на ковре укором и назиданием. Есть, кого укорять и что назидать.

Мать, Клавдия Васильевна, передала своим детям понятия о человеческом достоинстве, о главном в жизни.

Старший сын, Фёдор, когда-то был надеждой и гордостью матери. Учёный, с которым считались светила науки, он женился на Леночке (великолепная Лилия Толмачёва), для которой покупка мебели и тряпок стала важнее диссертации мужа.

Он с утра до ночи вкалывает, чтобы удовлетворить аппетиты мещанки. Этой мебелью, за которой Лена простаивает днями в длиннющих очередях, она забила всю гостиную. Мебель, как символ помехи в жизни, как разделение на своих и чужих, заполонила жизнь Савиных, не давая нормально дышать.

В этой картине пульсирует настоящей жизнью каждая сцена. И всё буквально держится на молодом актёре Олеге Табакове. Он прекрасен. Поразительно то, что ему 25 лет, но ничуть не сомневаешься, что он школьник. Хрупкий, одухотворённый, импульсивный, светлый – он стержень всей картины. Он полон энергии, ломает комедию перед  девчонками-одноклассницами, которые пришли к нему разбираться из-за любовной записки.

Но ему пока не до любви, он хочет разобраться в сложной, запутанной взрослой жизни. Почему брат превратился в подкаблучника? Почему оставил любимое дело, науку, ради барахла? Почему Лена внесла такую смуту в их семью? Почему Генка, взрослый парень, приезжающий к соседям каждый год, не даст отпор своему отцу, который унижает его и даже бьёт? А сестра Таня? Неужели она согласится стать женой этого противного Леонида Павловича ради того, чтобы остаться в Москве и не уезжать учителем в далёкую деревню?

Вопросы заданы, и получены ответы.

На территории квартиры столкнулись разные взгляды на жизнь, столкнулись носители этих взглядов и поняли, что им не по пути. Хитрый и предприимчивый Лапшин уже не поднимет руку на сына Генку, потому что в течение шумного дня его сын стал другим. «И мать не тронешь!» – говорит сын, который бесконечно терпел унижения.

Неудобно стал чувствовать себя Леонид Павлович, неотразимый кавалер ещё полчаса назад, он сник под взглядом Тани, которая дала ему резкую отповедь. Уходит из дома Савиных Лена, уводя за собой поникшего мужа. После того, как её бесценную мебель порубил «хулиган и гадина» Олег, она ни минуты не хочет оставаться в этом доме. Между матерью и старшим сыном происходит короткий, но страшный разговор.

На укор матери, что он превратился в мещанина, Фёдор твердит одно – он любит Лену и что ему делать? Имеет он право на счастье? Разве любовь не делает человека хорошим? И получает такие ответы, что впору сигануть в окно. Мать не верит, что он когда-либо вернётся к своей науке, не тот человек рядом с ним, чтобы поддержать. Лена только требует и пилит, умело манипулируя чувствами мужа. Уведя его из дома, где на него влияют братья, сестра и мать, она получает его в полное своё распоряжение и он теперь раб, привязанный цепями на её галере.

Все персонажи фильма успевают показать и рассказать свою историю, и эти истории интересны и поучительны. Конечно, образ матери является цементирующим – она поначалу кажется безропотным существом – подай, принеси, приготовь. Похоже, она посвятила свою жизнь детям – четверых надо вырастить, одеть, накормить. Её характер постепенно раскрывается замечательной актрисой Валентиной Сперантовой.  И она предстаёт воплощением настоящей матери, той, что хочет для своих детей полной жизни, где есть место идеалам, чести  и достоинству. И всё это показано и сказано без пафоса, горько, с сожалением –  старший сын для неё потерян навсегда. Зато остаётся младший, Олег. Он читает свои стихи матери, и в них столько веры и надежды, что она понимает – не напрасно она отдавала всю себя детям.

Стихи Олега:

«Как будто в начале дороги
Стою, отправляясь в путь.
Крепче несите, ноги,
Не дайте с дороги свернуть!
Я знаю: тропинки бывают,
Ведущие в тихий уют,
Где гадины гнёзда свивают,
Где жалкие твари живут.
Но нет мне туда дороги,
Пути в эти заросли — нет.
Крепче несите, ноги,
В мир недобытых побед!»

 


Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

4 комментария to Шумный день (1960) – реж. Георгий Натансон и Анатолий Эфрос

  1. Корзина. А.:

    Удивительно как сейчас Лены вытеснили Олегов, причём по всем фронтам. Мещанство берет реванш перевернув нормы. Фильм порвёт нынешние нормальные шаблоны в лоскуты

  2. AlexSandra:

    Каждый раз, когда вспоминаю этот замечательный фильм, в ушах звучит крик Олега “Они же живые!”, когда Лена выбрасывает аквариум.
    Обожаю Табакова.

    • georgina:

      Точно, Саша!
      Очень много картин люблю с Олегом Табаковым, надо составить топ с любимыми картинами. Самое интересное, что люблю его не только ранние работы, но на всём протяжении. Он ничего не растерял.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *