«Простая история» — очень взрослый фильм, вызывающий бурю разных оценок и впечатлений. Он точно для тех, у кого за плечами уже есть жизненный опыт. Это история 38-летней женщины, переосмысливающей свою жизнь. Она совершает поступки, которые мне иногда трудно объяснить. Кажется, что она уже что-то поняла и узнала о себе, но если это снова ошибка? В главной роли изумительная Роми Шнайдер, смотреть на которую сплошное эстетическое удовольствие.
Роми играет Мари, молодую женщину, которая стоит на пороге нового этапа жизни, зрелости. И сразу радикальное решение – избавиться от ребёнка Сержа, любовника последних нескольких лет. Серж (Клод Брассёр) и сам мечется, он хочет удивить свою подругу, добившись финансового успеха, при этом стремительно от неё отдаляется, суетится, много пьёт и постоянно в каких-то деловых переговорах. Звонки, поездки, встречи, толпы знакомых – всё это давно стало стеной между ним и Мари.
Почему она решила избавиться от ребёнка, непонятно. Она самостоятельная, сильная. У неё есть 16-летний сын от Джорджа, любимого мужчины, от которого она тоже ушла с каким-то нелепым объяснением. Джордж (Бруно Кремер) и Мари сохранили добрые отношения, настолько хорошие, что их по-прежнему тянет друг к другу, и они очень красивая пара.
Оба тонкие, понимающие люди. Их связывает не только сын, но и общие друзья, коих пруд пруди. Только какие-то надломленные, несчастливые, они и работают вместе в одном проектном бюро. Например, одна из них, Анна. Она в разводе с мужем, у неё дети-близнецы, и она подрабатывает по ночам тем, что спит с мужчинами за деньги. Проститутка. На вопрос подруг, почему бы это не делать с бывшим мужем, та кричит, что эти заплатят и уйдут, а бывший возьмёт и останется.В одной из сцен муж встречается с детьми и видно, как он любит их и бывшую жену. Но Анна бескомпромиссна.
И такие друзья вызывают тревогу. Что это, как не начало разнузданного феминизма, культа мнимой свободы от всего? Муж Анны, Кристиан, ей изменил, она не простила — теперь она распоряжается своим телом – кому угодно, но только не ему.
Интересная жизнь у другой подруги Мари, Габриэль (Арлетт Боннар). Она самая близкая из всех подружек Мари.
Муж Габриэль давно ходит на сторону, и она к этому привыкла. Об этом она рассказала Мари после его трагической смерти – увольнение так подкосило Жерома, что он выбрал смерть. Все персонажи «Простой истории» находятся в стрессе от возможной потери работы. И это сильно роднит картину с днём сегодняшним. Раньше нам было трудно такое понять, но сегодня вся Россия знает этот специфический страх остаться без работы, а значит голодать.
Мари спокойна, рассудительна, со всеми дружна, терпелива.
Но я так и не поняла её метаний. Зачем она снова кинулась к Джорджу, отцу своего сына Мартена? Словно хотела стремительно заместить Сержа. Этот её шаг мне показался каким-то глупым, выпадающим из её цельного образа.
Джордж также не может разобраться в своих чувствах к ней. Он живёт с другой женщиной и, похоже, не собирается ничего менять, несмотря на то, что продолжает любить Мари. Тем более, мне трудно объяснить, как случились такие мгновенные метаморфозы в отношении Мари к рождению ребёнка. И снова без отца! Она и не намеревается сообщать Джорджу, что он отец её будущего ребёнка. Мари собирается жить с Габриэль и воспитывать ребёнка вместе.
Отличное решение для сегодняшнего положения вещей. Женщины сами отвечают за всё, им не нужны мужчины, разве что для священного момента зачатия. Но, кажется, сейчас и этого не требуется. Все подруги, Франсин, Эстель, Габриэль, Анна и сама Мари не желают брака, только временного союза.
Я так и не поняла, а была ли замужем Мари, когда родился её сын Мартен. Она вспоминает страшный эпизод, когда сын внезапно заболел. Ему было четыре года, он задыхался, и она обратилась к своим друзьям Габриэль и Жерому. Те явились ночью и практически помогла спасти ребёнка. На вопрос Джорджа, почему он этого не знал, Мари говорит: «Ты пришёл такой усталый, такой чужой, что я не стала тебе этого говорить». Шок. Полный шок. Вот такая семья. Женщина сама решает за всю семью, даже если это вопрос жизни и смерти. И ведь Мари мне кажется умным человеком, она так внимательно следит за людьми, за своими мужчинами, словно изучает их, словно взвешивает их силу.
И отступает. Нет, не поднимут ношу. Слабаки. Это неприятный симптом. И зачем женщины так нагружают себя, освобождая партнёров от судьбоносных решений? Однако это превратилось в самый модный жизненный тренд. Но если женщины такие самостоятельные и независимые, почему же они такие несчастливые, по крайней мере, в этой истории? Когда смотрела картину «Простая история» («У каждого свой шанс» — ещё одно название картины в нашем прокате), вставала параллель с другим фильмом Клода Соте «Винсент, Франсуа, Поль и другие«, где история рассказана из другого лагеря, мужчин. Тот фильм мне понравился гораздо больше, он о большей жизнеспособности — о том, как хорошо всем вместе, мужчинам и женщинам. Но, по-видимому, режиссёр Соте учуял что-то в воздухе Франции и рассказал нам новую версию. Печальную. Музыкальная тема ещё сильнее будит жалость, сострадание и тоску. После «мужского» фильма оставалась бодрость и желание жить.
При этом фильм «Простая история» даёт удивительное ощущение присутствия в реальной жизни – запах кофе и вкус багета так и пропитывает картинку. Но самое удивительное в нём – лицо Роми Шнайдер. Она держит крупный план, где всё понимающие её глаза и личный жёсткий опыт прожитого. Казалось бы, простая, незамысловатая история — такой она бы осталась, не будь в ней этой замечательной актрисы. И что бы она ни рассказала, предстаёт глубоким и очень личным, а тот трагизм в её глазах невозможно забыть.
Читайте посты, связанные с темой «Простой истории»:
Смысл писать про такое древнее кино.
Интересная точка зрения. Кино каких лет вы считаете достойным того, чтобы о нём писали?