Я люблю фильмы, где события разворачиваются в суде. Среди самых любимых – «Свидетель обвинения» (1957) и «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Когда я увидела, что Люмет является режиссёром картины «Признайте меня виновным», я заранее была уверена, что он меня не разочарует. Как не разочаровал меня Вин Дизель.
Оказывается, играть мафиози Джеки Динорсио должен был Джо Пеши, но сам Джеки Динорсио выбрал Дизеля, посмотрев его «Форсажи». Я не видела никаких картин с участием этого актёра, если только самый маленький кусочек «Хроник Риддика». Не могло же это дать мне представление о его возможностях? Теперь могу сказать уверенно, Вин Дизель – хороший актёр.
Но короля делает свита, а второй план картины «Признайте меня виновным» профессионалы своего дела, актёры сплошь и рядом из сериала «Клан Сопрано». Эта встреча доставит огромное удовольствие его поклонникам.
Фильм довольно длинный – два часа, но мне ни разу не захотелось отвлечься от экрана, где развернулся настоящий психологический триллер с острыми диалогами.
Фильм начинается стремительно – В Нью-Джерси, в квартиру спящего Джека Динорсио врывается его обдолбанный двоюродный брат и трясущимися руками пытается навести на него пистолет, стреляет несколько раз, ранит его и в панике убегает. Во время стрельбы Джек несколько раз просит брата остановиться, ведь он его любит. Эти слова о любви кажутся пустыми, неуместными в такой ситуации, но эту любовь Джек подтвердит всеми своими действиями. Когда брат настучал на него в ФБР, а те взяли его с поличным при получении денег за наркоту, то срок нарисовался большой – 30 лет.
Он не пошёл на сделку со следствием, отказавшись сдать своих подельников, двадцать членов «семьи» Лукезе — все они вместе со своими адвокатами были привлечены к судебному разбирательству. В результате этого, самого длинного в истории судебного процесса будет ясно, кто отправится за решётку и на какой срок.
Все гангстеры настроены против Джека. Он непредсказуем. Они не верят его словам о любви, дружбе, что для него детство, проведённое вместе, является сакральным воспоминанием. Кто-то вообще настроен враждебно.
Обвинитель Кирни (Лайнас Роуч) никогда не проигрывал дел в суде. Чтобы довести до суда дело о мафиозном клане, он выложился морально и физически.
Представлены десятки свидетелей, сотни показаний, видеозаписей. Он практически уверен в победе – за решётку отправятся все. Если бы не Джек. Этот клоун, фигляр на вопрос судьи, кто будет его защищать, отвечает: «Я сам».
А знает ли он законы? Терминологию? Конечно, ведь большую часть жизни он провёл в тюрьме. Всё это происходит прямо перед глазами присяжных, и важно склонить их мнение в свою пользу. Прекрасен советник Бен Клэндис (Питер Динклэйдж), его речь может растопить самое чёрствое сердце – он говорит, что его подзащитные такие же люди, как все – они ходят в церковь, у них дети. Вот посмотрите, там сидят их жёны, волнуются и плачут.
После выступает с речью Динорсио, открытый, грубоватый с юмором ниже пояса, и симпатия присяжных явно качнулась в его сторону.
Фильм состоит из самых ярких моментов в суде, допросов свидетелей, обеденных перерывов, во время которых зрителю позволено пускать слюни при виде чисто итальянских обедов для мафиози. Эти перерывы и то, что происходит между всеми участниками, стычки, словесные разборки, угрозы, настроения – всё это гораздо важнее самого суда. Видно, как напряжена команда обвинителей, как ревностно они следят за лицами присяжных и их колебаниями. Обвинителя Кирни бесит, как туповатый на вид Динорсио день за днём расшатывает его многолетнюю конструкцию.
Режиссёр так умело перемещает внимание с одного персонажа на другой, из суда в камеру, где находится Джек, что соскучиться невозможно. Казалось бы, всё понятно – гангстеры, извлекающие деньги из торговли людьми, наркотиков, контроля над портом, через который идут грузы, но симпатия на стороне Динорсио, защищающего свою мафию. Он остроумный, простой, его примеры понятны и доступны, в них нет пафоса и призыва исполнить свой национальный долг. И он подкупает присяжных своим финальным к ним обращением – считать виновным его, Джеки Динорсио, а всех остальных отпустить домой к своим семьям.
Я особенно прочувствовала последнюю сцену, когда все те, кого он защищал, пожертвовав собой, бросились обнимать присяжных. А он, Джек, в наручниках на руках и ногах был доставлен в свою тюрьму. Он остался по другую сторону праздника жизни.
И вот где он получил свои пять минут славы – скандирования «Джек, Джек, Джек», вся тюрьма его приветствовала. Он был её герой. Он стал адвокатом. Он выиграл это самое долгое дело.
В этом фильме много запоминающихся моментов. Встреча Джека со своей бывшей женой Беллой (Анабелла Шиорра) – одна из самых смешных и трагических одновременно. В ней за секунды нарисована история их совместной жизни и причина развода.
Повторюсь, все актёры второго плана замечательно сыграны, что ни роль, то история и актёрам дана возможность проявить характер, показать итальянский колорит.
Картина дышит и заставляет замирать вместе с каждым новым заседанием в суде
Georgina, ты меня сразила наповал! Во-первых, я полагала, что Сидни Люмет в 2006 г. уже умер (даже полезла перепроверять в Wiki). Во-вторых, САМ Сидни Люмет взял свой фильм Вина Дизеля, и тот хорошо играет. Я верю тебе безоговорочно и обязательно этот фильм посмотрю, но эта рецензия для меня по мощности воздействия из разряда заявлений «Джек Николсон снялся у Жоры Крыжовникова и выразил восхищение его режиссерским методом» либо «Фрэнсис Форд Коппола на главную роль пригласил Александра Ревву».
Я, наверно, Дизеля недооценивала, надо к нему присмотреться.
Саша, я упорно следую рекомендациям Леонарда Молтина — иногда мимо, иногда — полностью совпадаю с ним в оценке. Меня сразила тема, актёр и режиссёр. Фильм — супер! Кстати, не забудь, у Вина (Винсента) солидное театральное образование.