Рецензия на фильм Оскорбление:
Я совсем не знала, что один из моих любимых режиссёров Сидни Люмет ушёл из жизни два месяца назад 9 апреля 2011 года. Мне казалось, что его давным-давно нет, ведь фильм «12 разгневанных мужчин» почти мой ровесник. Когда смотришь фильмографию его работ, понимаешь, как много он успел сделать. Его главным актёром, несомненно, был Шон Коннери. Вместе они создали шесть картин. «Оскорбление» это маленький шедевр, совершенная работа режиссёра Сидни Люмета и, наверное, лучшая роль Коннери. Мрачный психологический триллер держит в полном напряжении от начала до конца, и это его роднит с фильмом «12 разгневанных мужчин». Здесь боишься пропустить хотя бы слово, чтобы не потерять смысл истории. Коннери играет сержанта Джонсона. Двадцать лет этот детектив расследует самые грязные уголовные преступления одно омерзительнее другого. А теперь вот очередное дело, связанное с похищением и убийством детей. В который раз он приезжает к местной школе и наблюдает, как забирают детей домой. С первых кадров поражает пронзительный цвет картинки: холодные оттенки серого. Отчуждение. Равнодушие.
Людям наплевать друг на друга, они хватают своих детей, тащат в машины, бегут, чтобы поскорее спрятаться в своих ужасных коробках под названием квартиры. Они не видят, что девочка возвращается домой одна, что её никто не встретил, хотя в городе орудует маньяк и в этой школе уже есть жертвы. К вечеру вся полиция поднята на ноги — очередная пропажа, девочка не вернулась домой из школы.
«Оскорбление» это маленький шедевр, совершенная работа режиссёра Сидни Люмета
Сержант Джонсон в числе поисковой бригады прочёсывает местность в поисках ребёнка. Именно он и находит её в лесу в разорванной одежде в грязи. Ребёнок кричит и отбивается от него, хотя он пытается успокоить её, прикасаясь к лицу- эти прикосновения кажутся страшными и отталкивающими. Режиссёр словно сбивает нас с толку, мы не понимаем, перед нами насильник или детектив Джонсон.
Лишь в конце фильма становится понятна эта неприятная сцена. Лучшими сценами фильма являются сцены допроса Кеннета Бакстера сержантом Джонсоном.
Бакстера великолепно сыграл Иэн Баннен. Начальство отдало приказ изловить немедленно насильника детей, чтобы успокоить население. Полицейские всю ночь патрулировали город, выискивая подозрительных типов. Им попался Бакстер. С исцарапанным лицом, весь запачканный грязью, он вёл себя неадекватно, словно в полудрёме, он не отвечал на вопросы. Это и решило его участь. Перед следователями встала задача немедленно добыть признание и отправляться домой спать. Но не тут-то было. Первый допрос ничего не дал, и следователи, припугнув подозреваемого, оставили его одного «подумать».
Этот момент ухватил Джонсон. Мы догадываемся, что сержант умеет выколачивать признания и делал это не раз за свою многолетнюю практику. Он налетает на Бакстера стремительно, задаёт ему вопросы и вроде бы ему не интересны ответы, вроде бы лишь сам процесс занимает героя Коннери. Игра в коши-мышки. Зритель не успевает ахнуть, как серия ударов валит Бакстера на пол, врываются другие детективы, они тоже получают затрещины от Джонсона. Он словно ураган не может успокоиться. Бакстера увозят в больницу, где он вскоре умирает, а сержанта просят вернуть полицейский значок, отправляться домой и ждать вызова.
С этого момента фильм словно начинает раскручиваться назад. Сцены дома с женой возвращают нас к его обычной жизни, жизни, которая ему совсем не нужна. Работа вытеснила всё человеческое из его отношений с женой. Чужие друг другу люди. Холодная неуютная квартира, заставленная мебелью, словно перегородками, на все предметы натыкается Джонсон. Он пьёт и совсем не пьянеет. Жена пытается разговорить его, а когда он начинает рассказывать ей, что творится у него в голове, она не выдерживает. И разве можно выдержать то, что одолевает Джонсона? Трупы, бесконечные убийства, смерти, разложение, всё теснится в голове, не давая нормально существовать.
Он оскорбляет её, вымещает на ней всю свою злость, несостоятельность, разочарование и отчаяние. А она как хороший спарринг партнёр держит удар. Иногда молчит, иногда взрывается ответной тирадой, но всегда в ней ощущается достоинство. Она не бросает ринг, а возвращается туда снова и снова, делая сотую попытку спасти своего мужа от его демонов, она не хочет, чтоб её выбили дешёвым трюком в пятнадцатом раунде. Вивьен Мёрчант просто поразительна в роли жены сержанта.
Глубокой ночью за ним приезжают из управления, чтобы отвезти на допрос. Он тщательно бреется, надевает чистое бельё и рубашку, как перед казнью. Привычка берёт верх. Только ритуалы и привычки не дают окончательно сойти с ума. Джонсона привозят в участок. Он покорно ждёт допроса. Изматывающий разговор по душам с лейтенантом ни к чему не приводит. И только после допроса, пройдя по длинным коридорам управления в сопровождении своих бывших сослуживцев, он вдруг в полном озарении видит себя и Бакстера в сцене допроса, избиения и убийства. И в ретроспективных кадрах мы видим заново всё то, что вспомнил Джонсон. И эта правда о самом себе равносильна электрошоку. Не будь Бакстера, вряд ли бы Джонсон разгадал своих демонов. Мрачный и захватывающий, это один самых беспокоящих душу фильмов. Когда вам надоест смотреть как Брюс Уиллис и Мел Гибсон ставят на уши весь Лос-Анджелес, и вам захочется глубоких психологических загадок, включите фильм «Оскорбление», он не подведёт.
Спасибо!!! Советую также познакомиться с рецензиями на фильмы «Убить Картера» и «Клют» и «Тень сомнения»