Это просто невероятно – Александру Збруеву 80 лет. Это не укладывается в голове, когда смотришь, как замечательно он выглядит. Когда начала изучать его фильмографию, поняла, что люблю его во всех фильмах подряд. Его неподкупное обаяние, его задор, его юмор, который пропитывает все роли изнутри, не оставляют шансов хейтерам. Только любовь к этому талантливому и яркому актёру! Здоровья ему и творческих мук.
- Мой младший брат (1962)
Замечательный фильм о взрослении. Сразу после выпускных экзаменов друзья и одноклассники Галя (Людмила Марченко), Алик (Олег Даль), Юрка (Андрей Миронов) и Дима (Александр Збруев) уезжают на каникулы в Прибалтику, советский аналог Западу. Они чувствуют себя вполне взрослыми и хотят это доказать. Там начинаются первые открытия: деньги заканчиваются, приходится устраиваться грузчиками, где окружение не самое радужное. И, наконец, рыболовецкое судно, где окружение сурово, но требует быстрого взросления и решительности. Персонаж Збруева, Димка, учится жить самостоятельно, не слушая советов старшего брата (Олег Ефремов). Первая любовь со всеми сомнениями, выбор дела по душе, мужская дружба и суровая школа жизни, где неприятные сюрпризы на каждом шагу. В картине звучит божественно прекрасная музыка Микаэла Таривердиева, передавая все оттенки юношеских метаний и эмоций. Даже сегодня в этой картине ощущаешь северный ветер. Збруеву тогда было 24 года, но он бы с лёгкостью сыграл и 16-летнего, настолько свежо и юно выглядит он. Эту свежесть и юность он пронесёт через всю жизнь. Даже сегодня он выглядит привлекательно. Неужели нашёл средство Макропулоса?
- Два билета на дневной сеанс (1966)
Один из моих любимых фильмов о следствии. Просто уверена, что всё в нём держится именно на личности Збруева. Он такой живой, реальный. В нём столько молодости и задора, он так напоминает всех молодых, начинающих жизнь, что не влюбиться в него невозможно. Сюжет вращается вокруг Алёшина (Збруев), который никак не хочет заниматься скучным расследованием, как и куда утекают товары с предприятий. Пока он не получает задание внедриться в банду и всё из-за двух найденных билетиков на дневной сеанс. Жизнь Алёшина резко меняется.
- Опекун (1970)
В этой картине проявился недюжинный комедийный талант Александра Збруева. Конечно, его самоирония всегда проскальзывают во всех ролях, но в роли тунеядца и прохвоста Мишки Короедова актёр потешался над своим персонажем от души. Приехав к своей подруге в южный городок, чтобы отдохнуть от безделья, он попадает в круговорот событий, которые его окончательно приведут в чувство. Ещё бы, он становится опекуном старушки, которая совсем не собирается на тот свет. Збруев играет легко узнаваемого персонажа из советской эпохи, когда борьба с тунеядцами и любителями лёгкой жизни поддерживалась всем населением. Збруев изобразил своего персонажа не только карикатурными красками, но и обаятельным и симпатичным. Картина незаслуженно забыта на фоне комедий Гайдая. А ведь в ней до сих пор ощущается пульс ушедшей эпохи, да и связь с сегодняшним днём есть – разве выродились такие товарищи, скорее, умножились.
- Большая перемена (1972)
Этот мини-сериал прекрасен во всём и особенно в замечательном кастинге. Такому звёздному ансамблю трудно сопротивляться – Ролан Быков, Михаил Кононов, Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Савелий Крамаров, Люсьена Овчинникоа, Наталья Богунова, Виктор Проскурин, Валентина Сперантова, Людмила Касаткина и ещё и ещё. И все сумели рассказать свою маленькую историю на фоне вечерней школы. Среди этой россыпи звёздных персонажей выделяется Ганжа Александра Збруева, органичный до такой степени, что иногда кажется, а уж не себя ли играет актёр. Хотя конечно, себя, если вспомнить его интервью, где он рассказывает, каким хулиганом когда-то был и неизвестно, чем бы всё закончилось, не поступи он в театральный институт. Ганжа смешной при всей его невозмутимости, он прирождённый пранкер и готов шутить над теми, кто откровенно напрашивается. Как он при этом уживается со своей женой, типичной училкой, уму непостижимо. При этом он, не задумываясь, может прыгнуть в воду и спасти тонущего.
- Кольцо из Амстердама (1981)
При наличии нескольких ролей следователей в фильмографии Збруева, вероятно, актёру было интересно сыграть и роль преследуемых законом персонажей. Кстати, это обычная практика для каждого актёра – побывать в шкуре милиционера и преступника. В роли штурмана Фастова, прельстившегося лёгкими деньгами и завербованного иностранной разведкой, Збруев показывает со всей своей природной убедительностью, как некрасиво и неприятно оказаться в подобной ситуации в жизни. Оказывается, богатая жизнь, построенная на лжи и предательстве, вовсе не радует. Фальшь отравляет существование, и Фастов попадает в моральный тупик, из которого выход для него только один – перевербовка. В игре Збруева масса оттенков – вот он герой, умеющий взять свою жизнь за загривок и управлять ею, самоуверенный и наигранно-весёлый. А вот он в здравом уме и осознаёт, какую плату надо за всё это внести. Обаянию актёра трудно сопротивляться, он покоряет в любой роли. И веришь, что на компромиссы с совестью он вряд ли ещё пойдёт.
- Одинокая женщина желает познакомиться (1986)
Недавно пересмотрела эту картину и не удивилась, что она по-прежнему дышит всей грудью. Почти сорок лет прошло, сколько утекло воды, а одиночество из жизни никуда не исчезло. Чисто человеческий фактор. Некоторые моменты требуют расшифровки – в советское время не так-то просто было познакомиться через объявления. Героиня Ирины Купченко развешивает объявления, написанные от руки, и является он, принц из сказки, алкоголик Валентин. Робкий, растерянный, почти забывший о том, что такое достоинство, не очень чистый и ухоженный, бездомный. Начинаясь, как курьёз, их встреча радикально меняет характер каждого. Они становятся триггером, открывающим неизвестные грани друг друга. Она – сострадание и участие. Он – прежнюю мужскую честь. Естественно, что именно на Купченко и Збруеве держится история. Эволюция отношений, которые начинаются нелепо, плохо, гротескно, показана очень жизненно. Взаимное неприятие друг друга, презрение, раздражение, а затем жалость и понимание – это сыграно так мастерски, что ощущаешь неловкость и боль за этих людей. Роль Валентина ярко иллюстрирует, как обширна палитра актёрского дарования Збруева. В Валентине уместилось всё человеческое. Но больше всего меня поразило, как была передана деликатность персонажа. Каким далёким кажется Валентин от самого Александра Збруева, стильного, элегантного, всегда в хорошей форме.
Картину поставил замечательный режиссёр Вячеслав Криштофович («Ребро Адама»).
Из всего списка смотрела только «Одинокую женщину», потрясающий фильм, несмотря на мой пессимизм в отношении будущего героев.
Не веришь в их счастливый союз? Слишком разные? Лучше бы Купченко остаться одинокой?
Купченко лучше перестать загоняться по поводу своего одиночества и начать работать над новым кругом общения. Не в замужестве дело, ей скучно и пресно, а тут такое первоклассное развлечение в виде «неблагополучного» персонажа. Не верю что он пить перестанет. Она его так и будет по пивнушкам бегать искать и спасать бесконечно.
Соглашусь. Жизнь опровергает такие сказки.
Спасибо за статью. В советское время посмотрела все эти фильмы, а сейчас захотелось пересмотреть. Збруев действительно очень харизматичный актер, создающий атмосферу вокруг себя.
Вы правы, именно «харизматичный» особенно подходит этому актёру.