Когда я говорю, что ненавижу российские фильмы из 90-х, я подразумеваю, что не хочу туда возвращаться, даже на два часа, даже на мгновение. Ужасно больно. Но на этом беспросветно-мрачном небе есть картина, которую я просто обожаю. Нет, в ней ничего не приукрашено – это наша тогдашняя действительность во всей красе со всеми дефицитами, но остаётся после просмотра чувство уверенности, что всё с нами будет хорошо, что главное, не потерять доверие близких, держаться вместе под натиском неприятностей. Как в этой семье, где одни женщины. С трудом верится, что согласно библии Бог сотворил женщину из ребра Адама. Или это было самое главное ребро. Ребро всех рёбер, без которого ни стоять, ни ходить, да что там – существовать невозможно. Женщины в этой картине настолько интересны, что все мужчины меркнут на их фоне, отступая в тень.
В фильме рассказывается о нескольких днях из жизни четырёх женщин – мать, Нина Елизаровна (Инна Чурикова), её две дочери, Лидия (Светлана Рябова), Настя (Мария Голубкина) и бабушка (Елена Богданова). Время на дворе суровое – пресловутая перестройка, которую так любит Запад и которую ненавидит каждый, кто в ней жил. Это как оказаться на стройке, где ничего не строят, а только шумят, устраивают грязь, всё ломают и корёжат и нет надежды, что эта стройка когда-нибудь кончится и будет построено что-то путное. Вот так и в жизни этих женщин.
Нина Елизаровна имеет двух дочерей от разных мужей, но, мудрая, остаётся с ними в хороших отношениях ради дочек. Настолько хороших, что мужья продолжают помогать по мере состояния своего кошелька. Сама Нина Елизаровна хочет попытать свою судьбу в третий раз – к ней на экскурсии в музее Красная Пресня зачастил Евгений Анатольевич (Андрей Толубеев) из командировочных. Как он, с виду такой простецкий и невзрачный, сумел разгадать пламенную сущность Нины Елизаровны, уму непостижимо.
Когда видишь троих мужчин вместе, понимаешь, почему она рассталась с отцами своих дочерей.
Первый муж (Ростислав Янковский) слишком сосредоточен на себе, хвастун, вращающийся в высших сферах, чиновник. Он авторитарный, негибкий и наверняка пытался жену задвинуть в самый дальний угол. Второй муж (Игорь Кваша), слишком робкий, слишком интеллигентный, слишком пьющий. А вот новый кавалер, словно комбинация двух, у него здравая голова и он надёжен, он точно впишется в эту семью.
Есть ещё один мужчина, Мишка (Андрей Касьянов), он вызывает самые неудобные эмоции – стыд, сожаление, неприязнь и даже отталкивает. Он жалок, недалёк умишком и явно не пара Насте (Мария Голубкина), младшей дочери Нины Елизаровны.
Да и о какой паре речь, если Насте всего 15, она учится в ПТУ и проходит практику в магазине. Только Настя в свои 15 знает о жизни всё, и даже больше. А уж крутиться умеет ловчее, чем её мать и старшая сестра Лидия.
Старшая сестра спит со своим начальником — у того семья, дети, но она собирается с ним в отпуск в Адлер. Она вся в ожидании этой поездки. Жизнь тут же наказывает её за эти надежды построить своё счастье на несчастье других – близкая подруга увела начальника прямо из-под носа Лидии. Сцена разговора Лидии и жены начальника пронизывает и отрезвляет девушку основательно. Счастье придётся поискать в другом месте и с другим человеком.
Особое место в картине «Ребро Адама» занимает парализованная бабушка. Её история колоритно прописана в повести Анатолия Курчаткина «Бабий дом», по которой и написан сценарий фильма. История эта ужасна и лучше её не знать. Но если быть в курсе её мерзких подвигов, то становится понятна реакция родственников на её выздоровление – у неё будет долгая жизнь, и она ещё попьёт крови у своей дочери и внучек.
Всю историческую линию режиссёр справедливо убирает и даёт нам возможность увидеть пару-тройку дней с подготовкой ко дню рождения бабушки и сам день рождения, где за столом все скелеты из семейного шкафа выходят наружу. Здесь, во время турбулентного застолья, мы узнаём, кто есть кто – мужчины и женщины предстают в истинном свете и понятно, кто Адам, а кто его ребро.
Режиссёр Вячеслав Криштофович («Одинокая женщина желает познакомиться») и оператор Павел Лебешев так тонко запечатлели атмосферу 90-х, что картина словно свидетель ушедшей исторической эпохи, на фоне которой звучат живые диалоги прекрасной русской речи, играют великие русские актёры, а история, которую они рассказывают, вызывает полное доверие.
Посмотрела, отличный фильм. Действительно есть ощущение, что все у них будет хорошо, по крайней мере хочется верить. Несмотря на сложные бытовые условия и совершенно разные характеры они семья в самом лучшем значении этого слова, готовы поддержать друг друга в любой ситуации.
Бабушка однозначно пугающий персонаж. Знаю таких, жестокие в молодые годы они становятся сущими старыми дьяволами и любую свою беспомощность оборачивают новыми пытками для родных.
У героини Чуриковой отменное чувство юмора: «Женя, эти трусики в цветочек Вам очень к лицу».
Чурикова там отжигает — понятно, почему она так притягивает мужиков. Иногда она просто красотка. Мне очень понравилась и Рябова (старшая дочь), и хороша Настя, которую играет дочь Миронова и Голубкиной. Столько в ней иронии. Да что там, а бабка разве не хороша, в смысле, как сыграна? Сколько в ней злобы. В повести она встаёт после паралича, они все на неё смотрят в ужасе, а она им шипит: «Вот теперь всё про вас настучу в НКВД». Этим она занималась всю жизнь, оказывается, отправила на смерть мужа и надоевших любовников.
Совместное проживание в тесноте трех (а скоро и четырех) поколений — это страшное испытание для психики. Ни условий, ни своего личного пространства. Кошмар.
Бабушка просто настоящее проклятие. Это вот такие стучали на соседей, рыдали на похоронах Сталина а позже стояли в киллометровых очередях к святым мощам. И главное, все это считали абсолютно правильным и естественным.
как ты думаешь, режиссёр специально убрал эту линию бабки, чтобы не уводить в сторону от Нины с её дочерьми?
Не хотел чернухи, возможно. То, что озвучивает Нина и так рисует жуткий портрет старухи-тирана, а если бы всё достали с «чердака», повеяло бы полной безысходностью. Может быть ему хотелось показать перспективу и надежду для этих женщин. В конце концов и бабушка не вечная. Удивительно, как такие тяжелые злобные люди часто живучи и могут отравлять жизнь нескольких поколений (вдуматься только).
Я хочу сказать, что в 90-е уже было можно всё снимать, все в меру сил поливали прошлое. Почему же он решил не давать эту линию. Просто не хотел перегруза?
Я считаю, что с нравственной стороны эти женщины не сильно задумываются о своих поступках. И они сами виноваты а своих проблемах. И жилье их делает несчастными , и не уход за больным человеком. Они не семья, но надеюсь ей станут, если будут думать о близких людях.