Тандем Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера подарил миру картины, которые уже несколько десятков лет радуют своих зрителей. «Лестница в небо», «Я знаю, куда я иду», «Красные башмачки», «Чёрный нарцисс».
Триллер «Подглядывающий» вышел на экраны в 1960 году, он снят только Майклом Пауэллом, и этот фильм навсегда погубил карьеру режиссёра. Жестокость и сексуальный мотив показались оскорбительными тогдашним критикам, но время всё расставило по своим местам – у «Подглядывающего» появился страстный защитник в лице Мартина Скорсезе, и благодаря его неустанной работе по продвижению картины в массы, она теперь считается двойником «Психо» Альфреда Хичкока, вышедшей в том же году.
И это не случайность – Майкл Пауэлл работал фотографом на нескольких Хичкоковских фильмах, и режиссёры остались хорошими друзьями до конца своих дней. Влияние Хичкока очевидно в этой истории серийного убийцы, запечатлевающего выражения лиц своих жертв в момент смерти при помощи переносной камеры. Картина делает реверансы сразу двум фильмам Хичкока – «Головокружению» и «Окну во двор». Интересно, что сам Хичкок называет «Подглядывающего» поучительной историей. Реакция на вышедший на экраны триллер «Подглядывающий» была настолько чрезмерно негативной, что при наличии схожести между картинами, Хичкок решил выпустить свою без предварительного показа для прессы.
Фильм «Подглядывающий» обычно рассматривают как самый первый слэшер и ранний хоррор, где история рассказана с точки зрения убийцы. Этот приём стал чуть ли не повсеместным в дальнейшем. Сценарий написан Лео Марксом, замечательной личностью, ведущим шифровальщиком Британии во второй мировой войне. Сразу после выхода картины пресса и зрители объявили её порнографией, и она была изъята из проката через пять дней. Скорсезе обратился к нью-йоркскому дистрибьютеру в 1978 году и попросил для картины широкого проката за пять тысяч долларов. Мартин Скорсезе жаждал оказать картине должное внимание, но с этого началась настоящая переоценка фильма.
Нетрудно догадаться, почему фильм подвергся такому остракизму в своё время. Кино, как отлично осознавал Хичкок, в основе своей подглядывающее. Но «Подглядывающий» вовлекает нас в страшный вуайеризм своего главного персонажа Марка (Карл Бём). Если зрители могли ожидать чего-то подобного от Хичкока, то они уж никак не ожидали таких мерзостей от Пауэлла, ничем таким ранее не запятнанным. Мало картин может сравниться с «Подглядывающим» в этом жанре, она остаётся одной из величайших картин Британского кинематографа.
Посмотрела вчера, очень понравился. Всё равно не понимаю, чем так шокирована общественность. Порнография? Где?
Была шокирована тогда. Тогда так легко было шокировать. Сегодня ничем не проймёшь.