А ведь столько было хвалебных од и рецензий. Казалось, номинации в престижных категориях уж точно будут. Но нет, отмечен лишь Саундтрек и Художник. Как получилось, что такая романтическая история с супер популярными Дженнифер Лоуренс и Крисом Праттом на фоне космоса не нашла отзвука в сердцах академиков? Загадка. Но даже у меня, полного дилетанта в кино, картина оставила впечатление лёгкого развлечения на вечерок. Но оговорюсь, с небольшим нюансом – до сих пор думаю над вопросом, который был поднят в «Пассажирах» — Как бы я поступила на месте Джима? Имел ли он право сделать то, что он сделал, и как его после этого называть? И почему такой глобально моральный вопрос как-то потонул и затерялся на фоне несуразностей в фильме, не дав ответа мне, зрителю. В общем, мои рассуждения – это главный спойлер, а потому не для тех, кто ещё планирует посмотреть эту, в принципе, неплохую картину.
Вот-вот… я рассуждаю о безумном решении Джима скрасить свою жизнь при помощи красавицы Авроры. Если помните, он летел вместе с другими пятью-тысячами пассажиров в анабиозе, но для этой истории именно с его капсулой произошёл сбой, и он проснулся в полной уверенности – приехал, достиг земли обетованной, где собирался начать новую жизнь с новыми возможностями. Вместо этого – пустота. Он – единственный на гигантском корабле, рассчитанном на тысячи сотоварищей. Путешествие запланировано на 125 лет, он проспал всего 35 – осталось каких-нибудь 90. И всё. И нет ничего. Он будет один. А рядом посапывают тысячи спящих счастливцев, которым и дела нет до его мытарств. Есть, правда, бармен, робот, с всегда готовыми ответами на любой вопрос. Но можно ли его принимать всерьёз?
Он прямо списан с людей, у которых всегда готов ответ на малейшую проблему. Всегда весёлые до тошноты, всегда в прекрасном настроении, всё у них отлично.
О, как они раздражают – чужую беду руками разведу. Всезнайки. А тут безмозглая машина, проводники и транзисторы. Ни души, ни сердца, ни кровиночки. Но даже такому барану Джим изливает свои мысли и соображения, зная, что решать ему это самому. И решил. Через усилия, конечно. Долго решался – перепробовал много чего – чинил свою капсулу, запрашивал центр, пил, пытался покончить собой, веселился. Полтора года мытарств. И вот она Аврора, спящая красавица – протяни руку, и кончится одиночество. Прекрасная и жуткая перспектива одновременно. Словно взять и задушить человека. Или сбросить его со скалы. Налить яду в стакан с лимонадом. О, Господи, о каких убийствах я читала у Агаты Кристи?! Короче, аналогия полная. Ведь Аврора вынуждена будет подчиниться воле того, кто её разбудил. Или попытаться пройти весь круг попыток, через которые прошёл Джим. Она пытается. Я смотрю на её усилия, её битву за жизнь и знаю, что она обречена жить по его сценарию. У него не получилось. И у неё не получится. Всё замкнулось на этом треклятом корабле, который для них и дом родной, и могила. Самая интересная часть картины, когда Аврора узнаёт от бармена, истинного джентльмена, что Джим виноват в том, что она проснулась так преждевременно.
Лоуренс великолепно передала все чувства взбешённого и отчаявшегося человека. То, как она пытается убить Джима в его спальне, одна из самых сильных сцен в «Пассажирах». Пратт также неплохо справляется с эмоциями человека, сотворившего такой мерзкий поступок – он смущён, ему стыдно, он проклинает себя. Не похоже, что он доволен собой и получил Пятницу для совместного проживания. А что дальше? Стали они жить да добра наживать?
Дальше понеслась сумятица. Чтобы как-то сгладить колючки аморального по сути поступка, придумали ход с последующими сбоями на корабле, из-за которых просыпается капитан, полусонный Морфеус (Лоренс Фишбёрн). Ему осталось жить всего ничего – с гулькин нос, но он успевает показать себя мудрейшим философом. Он оставляет им свою идентификационную карту, дающую возможность пройти в закрытую зону. Это самая слабая часть картины, нелепая, нелогичная, а главное, затасканная во всех других фильмах о космосе. Не знаю, может было бы лучше оставить такой конец – Джим выходит в открытый космос, чинит корабль и там гибнет. Аврора остаётся в одиночестве на корабле. Скучно? Или они оба уходят из жизни после каких-то вместе прожитых лет, чтобы не оставлять кого-то в полном одиночестве. Как в «Эльвире Модиган», например. Или. Или так, как в «Пассажирах» — Аврора выбрала Джима. Не отправилась в анабиоз, хотя шансы были. Решили строить свою жизнь в тех условиях, которые продиктовал Джим. Он так решил.
Возможно, из-за такой вот неопределённости картина «Пассажиры» и не стала тем однозначным хитом, на который она нацелилась. Говорят, режиссёр Мортен Тильдум придумал такой момент в сюжете: Джим летит не один, рядом его жена и дети. Но он не хочет будить жену, чтобы не лишать детей матери, когда они, наконец, прилетят на другую планету. И выбирает жертву – Аврору. Но с таким отягчающим обстоятельством картину не выпустили. Тогда Джим стал бы ещё более однозначным мерзавцем. В общем, куда не кинь – всюду клин.
А как вам эта картина?
Просто финал картины очень уж неправдоподобный. Не верится в это «жили долго и счастливо и умерли в один день». Даже если предположить, что между ними глубокие и сильные чувства (а в это не слишком верится, учитывая обстоятельства), наедине друг с другом, десятилетиями, можно с ума сойти. Я бы скорее поверила в то, что через пару-тройку лет она передумала и воспользовалась возможностью вернуться в спячку. Но тут вопрос, кого следующего разбудит Джим?
А может он пустится во все тяжкие и перебудит всю колонию? Такой вариант возможен вполне.
Представляешь, эту картину можно пустить по всем жанрам — от комедии до хоррора. Действительно, очень трудно принять версию режиссёра. Может, ещё из-за этого картина была в разработке с 2007 года.
Вот именно! Такой благодатный материал, а сняли, в итоге, сказочку про белого бычка. За что тут Оскара?