«Плата за страх» — один из самых уважаемых триллеров, это признанный шедевр великолепного французского мастера Анри-Жоржа Клузо. Этот фильм сделал из популярного шансонье Ива Монтана кинозвезду мирового масштаба. Фильм «Плата за страх» — шестой в списке Клузо, год спустя он снимет свой другой шедевр «Дьяволицы». Фильм «Плата за страх» получил Золотую Пальмовую Ветвь на Каннском фестивале и главную премию британских киноакадемиков BAFTA. Любопытно, что в прокат в США фильм «Плата за страх» вышел сильно подправленным, были вырезаны сцены, где американский бизнес открыто обвиняется в зверской эксплуатации рабочего люда Латинской Америки. Парижский критик Пьер Каст, протестуя против такого надругательства над фильмом, писал:
«Невозможно убрать ни единого эпизода, чтобы не изуродовать смысл всей картины».
Фильмы Клузо часто сравнивают с работами Альфреда Хичкока, из-за наличия такой комбинации как саспенс и ироничность. Однако в данном случае на ум приходит скорее Джон Хьюстон с его фильмом «Сокровища Сьерра Мадре» (1948), где также горстка безработных мечтает быстро поправить своё финансовое положение, ввязавшись в отчаянное предприятие.
Картина Клузо рассказывает о храбрости и малодушии, о хрупкости и необратимости человеческой жизни. Действие фильма медленно разворачивается в богом забытой латиноамериканской деревушке Лас Педрас, придуманной режиссёром.
История знакомит зрителя с отбросами общества, которые затесались в эту дыру непонятно как и непонятно зачем. Именно эти персонажи станут главными героями дьявольской операции, поэтому тщательное знакомство с ними только усиливает наш интерес к каждому из них. Их всего четверо, этих безденежных бродяг: корсиканец Ив Монтан, парижанин в возрасте Шарль Ванель, немец Петер Ван Эйк и смертельно больной итальянец Фолько Люлли.
Все они жаждут любой ценой покинуть гиблое место своего пребывания. И тут подворачивается невероятный случай – американская нефтяная компания предлагает 2000 долларов каждому, если они быстро доставят нитроглицерин на грузовиках за 300 миль по бездорожью через горы. Боссы уверены, что отвечать им ни за что не придётся, случись какое-то несчастье с водителями, так как за ними не стоят профсоюзы.
Поездка, которая занимает вторую половину фильма, просто перехватывает дыхание. По крайней мере, три эпизода считаются самыми нервозными в истории кино: грузовики должны идти задним ходом по прогнившим доскам; Ван Эйк использует нитроглицерин для подрыва гигантского валуна, перегородившего дорогу; Монтан ведёт грузовик через обширное озеро разлившейся нефти, в то время как Ванель плывёт в нефтяном озере, расчищая путь и стараясь не попасть под колёса машины.
На напряжение работает и музыка Жоржа Орика и картинка, которую создаёт Арман Тира. Монтаж Клузо, который держит зрителя в постоянном шоке, отлично расставляет все акценты в повествовании. Один критик написал в New York Times: «Так и ждёшь, когда взорвётся весь кинотеатр»
Сам Клузо считал свою картину «Плата за страх» эпопеей мужества. На первый взгляд всё выглядит как рассказ о четырёх мужиках, которые ради денег подвергли себя смертельной проверке.
Они стараются проявлять благородство, быть честными со своими товарищами, быть смелыми, быть людьми. У всех, за исключением Ванеля, получилось. У Ванеля нервишки подкачали, зато актёр получил Золотую Пальмовую Ветвь за лучшую мужскую роль в Канне. А мог бы получить сам Жан Габен, отказавшийся от предложения сыграть роль труса. И эти парни показали замечательные человеческие качества, убеждая нас в том, что даже жизнь отщепенцев общества достойна восхищения.
Но большого уважения им не гарантировано, они не исполнили того, что им предназначалось. Будь они отчаянно смелые или малодушные, смерть приходит к каждому из них. В этом фильме Клузо зло атакует жадные корпорации, постоянно эксплуатирующие людей в странах третьего мира, позволяя им играть своими жизнями ради прибыли компаний. Но режиссёр в равной степени разочарован и в таких «героях», пустивших в расход свои жизни ни за что ни про что. Своим геройством за деньги эти ребята сделали себя соучастниками подлых нефтяных дельцов, которые будут и дальше процветать, тогда как от смельчаков останется лишь кучка пепла.
статья взята из журнала Criterion
Надо посмотреть,открыть сезон 2012 года.
Оля, это ну очень тяжёлый фильм. Советую посмотреть «Дьяволицы», желательно с родными и близкими, чтобы очень не кричать. Ты помнишь роман «Та, которой не стало» Буало — Нарсежака? Так вот это экранизация. Симона Синьоре играет в этом фильме.