«На Золотом пруду» великолепный фильм о семье, он прекрасен и своей незатейливой историей, и замечательными ролями всех планов. Фильм рассказан настолько трепетно и тепло, что образы продолжают жить в памяти долгое время. Три поколения встретились на Золотом пруду, столкнулись, и оказалось, что вопреки своим убеждениям они нужны друг другу. Это понимание пришло не сразу, но кому-то, мальчишке Биллу, хватило несколько недель, чтобы увидеть, что и старики кое на что годятся.
Пожилые супруги Тэйер приезжают из города на лето в свой домик прямо у Золотого пруда (скорее, озера). Норман Тэйер (Генри Фонда), профессор университета давно на пенсии.
Его жена, Этель (Кэтрин Хепберн), отвечает за всё в хозяйстве и лишь пытается вовлечь мужа в совместное решение домашних проблем, чтобы не дать ему полностью замкнуться в себе.
Единственное, что в нём ещё осталось от былых времён, так это саркастический ум и желание выставить людей в дурацком положении. Только на Этель не действуют нападки мужа, она их парирует молниеносно.
Можно лишь представить, как эта пара отжигала лет тридцать назад, если они ещё и сейчас держат порох сухим.
Супруги ждут приезда единственного своего чада, дочери Челси (Джейн Фонда). Челси обещала приехать с новым другом, стоматологом Биллом. Норман тут же не преминул пройтись по его профессии: «Будет всё время заглядывать к нам в рот. Интересно, почём у него пломба?»
Из разговоров ясно, что Челси и отец враждуют, что мать едва уговорила дочь приехать на его восьмидесятилетие и просит обоих не затевать ссоры.
Челси приезжает не только с другом, но и его сыном-подростком, Биллом младшим, с которым у неё отличные отношения. Билл Рэй старший решил взять сына у его матери и воспитывать парня самому, поскольку не доволен, как этот процесс шёл до него. Билл старший смущён, он в оборонительной позе, поскольку понятия не имеет, с какого фланга на него накинется Норман.
Челси успела запугать своего возлюбленного, потому что отношения с отцом у неё такие болезненные, что сказываются на её характере. Не успев приехать домой, она сразу начинает поддаваться на троллинг отца, реагирует жёстко и даже плачет. Мать разрывается между лагерями, стараясь примирить хотя бы на короткое время близких ей людей.
Как получилось, что такие умные, интеллигентные люди, не смогли выстроить доброжелательные отношения на протяжении всей их жизни? Ответы находятся в горестных признаниях Челси. Отец постоянно требовал от неё совершенства во всём, критиковал и всегда был ею недоволен. Даже находясь от отца за тридевять земель, признаётся Челси, она продолжает вести с ним бесконечные споры. Личная жизнь Челси не складывалась до тех пор, пока она не встретила Билла Рэя. Ему 45 и, похоже, он научился принимать Челси такой, какая она есть, ершистой, уязвимой, прикрывающей свою ранимость шутками и решительными поступками.
Дэбни Коулмен в роли Билла показал сложный характер – он и хочет подыграть Норману, прикидываясь дурачком, и в то же время, его ранит такое обхождение и здесь он всей душой понимает свою любимую Челси. В нём присутствует и трусливость – постоянные вопросы о медведях в лесу, и боязнь озера и в то же время человеческая деликатность по отношению ко всем.
Его сын, Билл младший (Даг Маккиеэн) – особенный персонаж в картине. Отец со своей подругой собирается в Европу, где они оформят свой брак, а сын на целый месяц останется со стариками. Такая перспектива возмутит кого угодно.
Что делать с этими олухами? «Запомните, олухи, я не буду плясать под вашу дудку!» — объявляет он опешившим супругам. Отлично. Тогда на рыбалку!
Незаметно пробуждается от летаргии Норман – в его жизни появилось сопротивление в виде молокососа. Оказывается, установить отношения вовсе не трудно и необязательно уступать и прогибаться. Месяц стал настоящим испытанием на выносливость всей троицы. Никто не дрогнул. А уж когда Биллу разрешили пользоваться моторкой и нарезать круги на бешеной скорости, он понял, что всё лето будет на адреналине, который дадут ему старики, потому что те сами не прочь окунуться в приключения. Такого уж точно не ждал мальчишка.
Когда Челси приезжает забирать Билла, расставаться жалко с ним и мне. Билл очень повзрослел за эти недели. Но не только он вырос. Изменилась и Челси, она впервые смогла поставить жирную точку в их враждебности. Медаль от Нормана она получила заслуженно.
Об актёрах — все замечательные, органичные, живые, интересные. Никто не перетягивает на себя одеяло. Но Генри Фонда царит над всеми – он получил Оскара за свою роль. Через год после выхода картины он ушёл из жизни.
P.S. Марк Райделл снял фильм по пьесе Эрнста Томпсона, и мне повезло увидеть на сцене театра имени Товстоногова «Лето одного года» с Олегом Басилашвили и Алисой Фрейндлих.
Спектакль и фильм, словно половинки одного целого, так гениально совпали они духовно. Если в фильме играют дочь и отец Фонды, то в спектакле – мать Алиса Фрейндлих и дочь Варвара Владимирова в роли Челси.