«На этот раз поговорим о мужчинах» это commedia all’italiana как ответ Лины Вертмюллер режиссёру Этторе Сколе на его картину «Позвольте поговорить о женщинах». Ответ резкий: «Вам кажется, вы себя знаете? Нет, дорогие, мы знаем вас лучше». Это третья картина Лины Вертмюллер, что я у неё посмотрела. Режиссёр славится самыми длинными названиями своих картин. Например, «Унесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе». Или «Мими-металлист, уязвлённый в своей чести». Но это коротышки в сравнении вот с таким «Фильм любви и анархии, или Сегодня в десять утра на Виа деи Фьори в известном доме терпимости». Её любимой музой, вне всякого сомнения, являлся Джанкарло Джаннини. Странно, что в этом фильме она заняла Нино Манфреди. Видимо, к этому моменту режиссёр ещё не встретила Джанкарло. В любом случае, я не жалею. Оба актёра великолепны, умеют играть комедию, переходящую в драму и балансируют на грани, как самые великие канатоходцы.
Фильм «На этот раз поговорим о мужчинах» состоит из четырёх новелл, все они связаны одним актёром – Нино Манфреди. Он играет четырёх главных персонажей новелл и пятого господина, мокрого и в пене, бегающего по многоэтажному дому в поисках консьержа в полном отчаянии.
Дверь в квартиру захлопнулась, и он остался совершенно голый на лестнице. Сначала я думала, что эта сцена полностью слизана с комедии Гайдая «12 стульев», где инженер Щукин попал в идентичную ситуацию. Но, сравнив годы создания картин, я приуныла – наша картина вышла шесть лет спустя, и, возможно, Гайдай позаимствовал эту гротескную сцену. Итак, мужчина бегает по лестнице, избегая людей, но четыре истории умудряются его догнать.
В первой новелле, «Честный муж», супруг делает невероятное открытие – его жена воровка. Причём, закоренелая. Три года она обчищает шкатулки с драгоценностями у друзей, куда её с мужем зовут на светские рауты. Муж возмущён, он выпытывает детали, уговаривает её признаться и вернуть хозяйкам их браслеты и кольца. Так жить нельзя. Это бесчестно. К несчастью, его собственные дела пошатнулись именно в этот роковой день. Бизнес рухнул, они полные банкроты. И рядом, целый ящик чужих драгоценностей. А если подумать? И не возвращать?
Вторая новелла, «Метатель ножей», о старой парочке бывших циркачей. Отношения мужа и жены напомнили мне знаменитую «Дорогу» Феллини. Женщина готова всё сделать для своего мужа, лишь бы поддержать его самомнение. Даже умереть. История доведена до гротеска, но с таким глубоким смыслом – «Что имеем, не храним, потерявши плачем».
Сатурния, женщина без глаза (муж метнул нож абы как) и на деревянной ноге, просит его заказать новые очки, поскольку он стал плохо видеть и промахивается.
Это его взбесило, он завёлся и стал поносить её разными обидными словами. Но женщина лишь робко улыбалась, оставаясь ласковой и любящей. Ладно, пусть так – она снова становится живой мишенью в его самоутверждении.
Третья новелла, «Высокомерный мужчина», меня тронула меньше всего. Это садомазохистская игра между супругами, где мужчина постоянно обзывает женщину тупой, провоцируя её на агрессию. Та злится, возмущается, но муженёк спокоен. В этой истории даже есть элемент хоррора, когда действие переходит в подвал дома. Жуть.
Четвёртая новелла, пожалуй, самая яркая. Она вобрала в себя все претензии женщины к мужчине. Называется она «Молодец!»
И вправду мужчина молодец. Так замечательно провести воскресенье, надо постараться. Да и стараться не надо, когда рядом жена рабыня. Безропотная, как рыба. Единственное, на что она способна, так это воскликнуть: «Сальваторе!» с разной интонацией – укора, упрёка, осуждения. Только ему всё нипочём. Он выспался (его кровать со звёздами просто восхитительна), поел, взял последние пятьсот лир и отправился к друзьям в кабак.
Там уже раскинули картёшки, за столом собрались такие же бездельники. Вино рекой, дым коромыслом. Следом показывают, чем занимаются женщины – мотыжат каменную землю. Без проклятий и матов. В питейное заведение наведывается местный священник, предлагая мужчинам на выбор разные работы. Узнав, что это надо делать сейчас, мужчины обещают подумать. Но только для отвода глаз. Ни о чём таком они и не думают. Как сказал перед уходом из дома Сальваторе, он идёт защищать свои права. Никакие оливы он собирать не будет, потому что рабство давно отменили. В кабаке идут дискуссии о политике, о партиях. Женщины молотят землю, потом перемещаются в сарай плести корзины. Мужчины доходят к вечеру до кондиции. Женщины дома обстирывают семью, готовят ужин, укладывают детей. Надо ещё замесить хлеб на завтра. Ни фига! Пришёл хозяин.
Полезай в постель и выполняй свой долг. И всё это в одной комнатёнке с пятью спящими детками. Потом он курит и спрашивает жену, чем она таким занималась, если до сих пор не замесила тесто. Ну, разве не молодец? Так и надо обращаться с такими дурёхами.