Как же я люблю психологические драмы о воспитании детей и подростков! Удивительно, что фильм «Меловой сад» мне не попался раньше. Посмотрела его с таким интересом и сделала для себя замечательные открытия – главные роли сыграли отец и дочь, Джон и Хейли Миллз.
Джона люблю со времён «Больших надежд» Дэвида Лина, это удивительный, тонкий актёр. Он сыграл с дочкой в трёх фильмах – запланировала посмотреть их «Тигровую бухту» и «В интересном положении». Хейли меня покорила своей сумасшедшей игрой.
Ей 18 лет, но она играет 16-летнюю Лорел так, словно рассказывает нам свою собственную историю. А история эта невероятно интересная, в ней твисты и саспенс достойны внимания Хичкока. Музыка добавляет тревожный акцент, хотя и без того тревоги хоть отбавляй.
В богатое поместье приходит мисс Мэдригел (Дебора Керр), чтобы получить место гувернантки у девочки подростка. Когда двери открывает дворецкий Мейтленд (Джон Миллз), он поражён красотой и аристократизмом женщины. Это симпатия с первого взгляда.
Он на своём веку повидал людей, владел собственным отелем и отточил свою наблюдательность до мастерства. Эта женщина с большой личной тайной, и он просто жаждет, чтобы она задержалась в этом доме.
Пока хозяйка дома не появилась, мисс Мэдригел была атакована будущей воспитанницей, и эта встреча не сулила ей ничего хорошего. Девчонка оторви и выбрось, угрожает, сочиняет на ходу небылицы. Странно, но мисс Мэдригел ничуть не дрогнула, а с удивлением почувствовала в девочке родственную душу.
Да, это именно она до того, как с ней стряслась трагедия. И если что-то не поменять, то девочка закончит свою жизнь у такого же разбитого корыта, как она. Всё это мелькает в голове у Мэдригел, она смотрит на спектакль, устроенный Лорел, и понимает, что остаться в этом доме это её миссия. С появлением миссис Моэм, бабушки Лорел, всё встаёт на свои места. Совершенно ясно, почему девочка такая. Старая дама авторитарна, упивается своим превосходством, ненавидит свою дочь, мать девочки, и сразу объявляет гувернантке главное условие – ни в коем случае не подыгрывать недостойной матери.
Но у Мэдригел есть на этот счёт собственное мнение. В саду происходит разговор, который, вроде бы, о растениях, но относится полностью к воспитанию Лорел. Миссис Моэм (Эдит Эванс) показывает свои жалкие посадки цветов и ропщет, что никак они не растут, плохая почва, мел. Мэдригел совершенно бесстрастно говорит ей, что в такой почве растения не могут расти, им требуется уход и подкормка. Это знакомство с выращиванием цветов решает судьбу женщины – даже без рекомендаций её берут в наставницы Лорел.
Вот только девочка не желает никаких воспитательниц. Она объявляет Мэдригел войну и рассказывает, как будет от неё избавляться – вызнает её тайну и доложит бабушке, а та уж точно её уволит. Мэдригел парирует на это, что у неё нет тайн. Но в это не верит ни девочка, ни я, ни, тем более, дворецкий.
Лорел, как ястреб, следит за каждым телодвижением Мэдригел. Её раздирают противоречия – гувернантка и восхищает её и вызывает ненависть.
Лорел привыкла ломать своих гувернанток через колено, запугивать их и лазать по их запертым шкафам. Она проверила все вещи новенькой и нашла лишь ящик с принадлежностями для рисования. Неужели правда, что у неё нет никакого секрета?
Разговор между Лорел и её наставницей похож на битву, где Мэдригел спокойна и сдержанна, а девочка в ярости и бешенстве. Откуда же Лорел знать, что эта сдержанность напускная и далась годами тренировки в таком месте, которого врагу не пожелаешь! Шаг за шагом Мэдригел нащупывает дорогу к сердцу бунтарки.
Самое важное убедить Лорел, что мать её любит и надо жить с ней. Это шанс выстроить другую жизнь с более счастливым финалом. Оливия, мать Лорел, приезжает за дочерью, но бабка категорически настроена против матери девочки.. Их беседа вызывает у меня оторопь, настолько ужасна миссис Моэм — непреклонная, жестокая, ненавидящая. Откуда же взяться другим душевным качествам у внучки, которую он воспитывает?
Она совсем не слышит дочь, в ней клокочет ненависть и себялюбие – всё то, что она с таким успехом взрастила в своей внучке. Она говорит, что относится к Лорел как к драгоценной статуэтке, коллекция которых демонстрируется в её доме. В этом и есть ответ, почему так тяжело жить девочке. Холодное любование, потакание капризам, нежелание выслушать и понять – всё это окружает Лорел. Есть, правда, дворецкий, с которым у неё отличное взаимопонимание, но ему постоянно указывают его место, а потому он не вправе раздавать советы.
В такую тяжёлую атмосферу попала Мэдригел, и, казалось, счастливого выхода ни для кого нет, все так и останутся в своих коконах, но в дом приезжает судья (Феликс Эйлмер), старый друг мисс Моэм, и его визит становится триггером всех дальнейших событий.
Теперь, когда низвергнулся водопад открытий, у всех персонажей появился луч надежды на перемены к лучшему. Даже растения в меловом саду могут ещё зацвести и начать радовать всех, кто бросит на них свой взор.