Всегда приятно, когда мировой кинематограф проявляет к нашей классике интерес. Кажется, совсем недавно прогремела премьера «Анны Карениной» — мне, например, понравилось, как Том Стоппард и Джо Райт представили свой вариант самой известной в мире любовной истории. На Британском телевидении прошёл мини сериал по «Запискам юного врача» Михаила Булгакова, и у нас на блоге есть комментарии от полного отрицания до восхищения.К экранизациям всегда отношение двойственное. С одной стороны, пусть снимают хоть что-то. А с другой, лучше бы вообще не снимали. Наверное, я себя ощущаю где-то по серединке.
У нас перестали снимать классику в принципе, поэтому, когда узнаёшь, что где-то там проявили интерес, становится любопытно, что из этого получится. Например, что может получиться из пьесы Островского «Лес» на французском телевидении.
Арно Депешин («Джимми Пикар», «Короли и королева») снимет фильм и по слухам уже начал набирать актёров в русской глубинке.
Сюжет «Леса» можно было бы свести к элементарному противостоянию любви и денег, доброты и жадности, искренности и лживости. И как всегда у Александра Николаевича Островского деньги проверяют человека на человеческие качества.
Хозяйка поместья с символическим названием «Пеньки», Гурмыжская, разбазаривает лес со своим любовником, который ей в сыновья годится. Совсем скоро от огромного леса останутся только пеньки.
У Гурмыжской в доме в приживалках племянница Аксюша. Девушка любит Петра, сына купца. Купец просит за девушку тысячу рублей, но Гурмыжская деньги припасла для своего молодого любовника, и не собирается ими делиться. Внезапно приезжает законный наследник имения, племянник покойного мужа Гурмыжской, Несчастливцев.
Он давно актёрствует, но не хочет, чтобы о его ремесле прознала тётушка. В роли слуги Несчастливцева выступил его партнёр по театру, Счастливцев. Тётка всё-таки узнаёт о «позорном» занятии племянника и это для неё замечательный повод лишить его законной доли наследства. Несчастливцев делает благородный жест и сам отказывается от денег, правда, забирает тысячу рублей, которую отдаёт Аксюше в качестве приданого.
Несчастливцев, естественно, произносит трагические монологи, обличая в них мерзких стяжателей без стыда и совести. Лес становится для него символом места, где скрываются разбойники с большой дороги. Наверняка вы помните его знаменитый монолог:
«Люди, люди! Порождение крокодилов!“
Да чтобы услышать один этот монолог стоит смотреть французское изложение великой русской пьесы.