Не будь эта история рассказана с великолепным французским юмором, я бы отнесла её к хоррору «Суини Тодд», так в них много схожего. Но юмор искупает всё, убирает страхи и ужасы и знаешь, что если есть Фернандель, то бояться не нужно. Однако тема жуткая и тревожная.
Актёры все на высоте, но особенно хороша парочка Фернандель в образе монаха и Франсуаза Розе в роли хозяйки харчевни Мари Мартен. Их совместные сцены восхищают такими тонкими актёрскими техниками, таким взаимопониманием, что и делает этот фильм бессмертным.
Хитрая Мари Мартен или наивная? Зачем она напросилась на исповедь к монаху и выдала все тайны своего преступного бизнеса? В её душе осталось что-то святое, и она пожалела его, предупредив о том, что его ждёт?
Как не соответствует милый домик среди гор тому, что происходит за его фасадом. С какой надеждой обогреться у очага и съесть похлёбку бредут туда уставшие путники. Старый шарманщик с весёлой обезьянкой нашёл там вечный покой.
За обезьянкой пришлось побегать всем троим, супругам Мартен и их слуге Фетишу. Эпизод охоты на обезьянку просто уморительный, они чуть друг друга не поубивали. Обезьянка спаслась. Хозяину не повезло.
Тело так и лежит в одной из комнат, куда Матильда, дочка Мартенов, приглашает одну из пассажирок дилижанса. «Заходите, вам здесь будет удобно». Абсурд на каждом шагу. А Матильда тоже в деле! Она завлекает в харчевню посетителей, прекрасно зная, что с ними будет.
Целый дилижанс пассажиров! Отец потирает руки: «Немножко слишком, дорогая доченька! Как мы с ними управимся?» Много – не мало. Бизнес на подъёме. В эту страшную харчевню явились усталые путники монах и послушник.
Послушник сразу влюбился в Матильду и потерял всякий интерес к монашеству. Да и монах-наставник больше для него не авторитет. Теперь он ловит каждое слово возлюбленной и мечтает только об одном – скорее жениться.
Парень совсем отбился от рук, и монах не может и словом с ним перекинуться, чтобы предупредить об опасности. А смертельная опасность нависла над всеми. Гости согрелись, расслабились, им предстоит сытный ужин и вечный сон. У монаха голова идёт кругом.
Как только он исповедал хозяйку дома, у него чуть крыша не поехала. Сколько, сколько трупов? Три? Пять? Ну не десять же? Да нет, святой отец, не десять, а ровно сто один с сегодняшним стариком-шарманщиком. На Фернанделя страшно смотреть, он буквально выпрыгивает из сутаны, намереваясь бежать из этого могильника. Но предусмотрительный Фетиш (Люд Жермен) все двери запер, предстоит жаркая ночка. Хозяйка заварила всем гостям целебный чай на опийном маке, уснут сладко, ничего не почувствуют.
Только монах не выпил снадобье.
Послушник Жанну избежал сонного напитка. Матильда (Мари-Клер Оливье) приказала оставить парня в покое. Кто заправляет всем этим смертельным цирком, нет сомнений. Матильда! Мать с отцом признаются: «Мы без неё, как малые дети!»
И так странно, что она-то как раз избежала ареста. Как только жандармы явились в харчевню, ведя на поводке сбежавшую обезьянку, хозяева сильно заволновались. Обезьянка ринулась в комнату, где убили шарманщика. Но не это заинтересовало жандармов, а шарманка, без которой никак не мог уйти хозяин. Как ни старается монах подтолкнуть тупых жандармов обследовать дом, те с места не двигаются.
Абсурд. На этом и выстроена история.
Это не триллер, не детектив, это как калейдоскоп со стёклышками, который можно повернуть и так и этак. А если бы снеговику не разбили нос снежками, и оттуда не высунулось лицо покойника, то правосудие бы не состоялось?
Похоже, что так. При дневном свете и снегопаде домик выглядит так привлекательно и невинно, он так и зазывает на чашечку кофе и рагу из свинины. Разве можно поверить, что там творятся такие кошмары? Вот и длится два десятилетия эта кровавая эпопея. Наконец, пришла расплата.
Начало и конец истории обрамляет великолепная баллада об этих зверских событиях. Балладу исполняет восхитительный Ив Монтан.