Франсуа Трюффо (на этом фото он сам со своими маленькими артистами), как никто из мировых режиссёров, умеет рассказать о детях, сам являясь отцом и, возможно, оставаясь в душе ребёнком, он так трогательно рассказал сначала «400 ударов», а потом и «Карманные деньги». Почему-то местами я ощущала присутствие Марселя Паньоля, особенно его рассказа «Слава моего отца». Неудивительно, они ведь оба французы.
И не подумайте, что Трюффо льёт умильные слёзы, показывая мальчишек и девчонок. О, нет. Они такие разбойники, так манипулируют взрослыми, в их головах зреют такие планы, что в страшном сне не приснится.
И конечно, этого беспечного, светлого, безопасного мира давным-давно не сыскать на карте. Родители спокойно отправляют своих детей одних в школу. Мать двухлетнего Грегори разрешает соседскому пареньку, который сам от горшка два вершка, завести своего сынишку домой, а сама убегает по делам. Мне в том огромном доме тоже было бы спокойно жить. И отдать своих детей в ту школу я бы не побоялась. Там работают неравнодушные люди, начиная с директора школы, учителей и заканчивая техническим персоналом. Особенно интересно, как проходят уроки.
Похоже, один учитель может вести сразу несколько предметов. Например, учитель географии (Жан-Франсуа Стевенен) пользуется у учеников большим уважением и всё потому, что он не дистанцируется от них, не доминирует, а постоянно в гуще их происшествий. Дети всё замечают и давно сообразили, что жена учителя ждёт ребёнка.
Когда же это событие происходит, учителя приветствуют криками и одобрением – пополнились ряды мальчишек. Учитель спокойно делится подробностями эпохального события – вес, рост, волосы. Все участвуют в дискуссии. Очень строгая учительница по истории, языку и литературе, Шанталь. Но её приёмы приносят плоды.
Патрик не выучил 15 строчек из «Скупого рыцаря» Мольера, но она тут же на уроке дала ему книгу и спросила после всех учеников. У каждого ребёнка есть какая-то проблема, нет благостных сказочных историй. Разговоры между детьми самые обычные, скабрезные анекдоты, ругательства. Дети подсматривают в бинокль за голой женщиной, обсуждая её достоинства. Это ужасно смешно.
Или вот такой типичный разговор: «Ты из мусорного бака взялась?» — «Нет, я из Тулона» — «А Тулон и есть мусорный бак».
Когда учительница спрашивает новенького мальчика, где его учебник. Он отвечает: «Не знаю, и знать не хочу!» — «Тогда иди погуляй и поищи».
В этой картине о детстве и взрослых рядом с ним, меня трогает всё, каждая история, каждый миг. Вот, например, Патрик, живущий с отцом-инвалидом.
На нём забота о покупках, приготовлении обеда и всё, что связано с ведением хозяйства. Каким вырастет этот мальчик, поглядывающим недетским взором на мать своего одноклассника? Но это скорее просто мечта о маме, которой нет. И как же здорово, что он подружился с девочкой своей мечты.
Очень интересные отношения в семье инспектора полиции, где царит такое отчуждение и недопонимание, что диву даёшься. Кажется, у девочки есть всё и больше, но вещизм уже разъел человеческие отношения. Сумочка-слоник, что так дорога Сильвии, неприемлема для элитного ресторана, а потому родители готовы оставить ребёнка дома в наказание за непослушание. «Не хочешь оставить свою грязную сумку дома, значит, останешься дома сама».
Ничуть не испугавшись, Сильвия предпочитает одиночество предательству. Да, бросить сумку-слоника это предательство. Зато какое приключение её ожидает потом!
Весь дом участвует в этом событии, а маленькая зачинщица извлекла главный урок в своей жизни – можно всего добиться, если не трусить и поднажать.
Естественно, в таком душевном коллективе не обходится без «анфан террибль» — ужасного ребёнка. Жюльен Леклу (Филипп Голдманн) поступил в школу перед самыми летними каникулами, растревожив всю школу.
Он живёт практически на свалке, никто не видел его родителей, он как гаврош скитается по всему городку, проникая через узкие щели там, где другому никак не пролезть. Он подворовывает, знает сто способов обмана и в то же время он вещь в себе.
Никто ничего о нём не знает. Пока не случается школьный медосмотр. Мальчик категорически не хочет раздеваться. Когда его раздели силой, то стала понятна его страшная недетская жизнь. Как же рыдала Шанталь, учительница истории, обвиняя себя в полном невнимании к этому ребёнку.
Фильм «Карманные деньги» это как символ наших отношений с детьми. Даём ли мы деньги, чтобы просто откупиться, или мы хотим чему-то научить детей в этой жизни? Например, дать им своё полное внимание, прижать их к сердцу и услышать, как стучит их маленькое сердечко? Повторяет ли оно наши сердечные ритмы или давно стучит совсем в другую сторону. Фильмы Франсуа Трюффо так меня переворачивают, что я знаю – они со мной будут идти по жизни, ведь они и о моём детстве тоже.