Канкан \ Can-Сan (1960) – реж. Уолтер Лэнг

 

Фильм «Канкан» мог вполне стать таким же шедевром, как «Жижи» — в нём встретились все ингредиенты отличного блюда: привлекательная тема, запрещённый законом танец и великолепные актёры – Фрэнк Синатра, Морис Шевалье, Ширли Маклейн, Луи Журдан. И прекрасная музыка (Коул Портер, Нельсон Риддл). Но шедевра не случилось, и «Канкан» стал одним из многих музыкальных фильмов.

Зато фильм получил мощную политическую рекламу — на съёмочную площадку забрёл Никита Хрущёв со своей женой Ниной Петровной. Он осудил аморальный контекст танца — строителям коммунизма с ним не по пути. Могу представить, как веселились актёры.

Конечно, сразу удивляет голливудский подход к выбору актёров – самых французских французов, танцовщицу Симону Писташ и адвоката Франсуа Дюрне играют американцы, Маклейн и Синатра. Словно действие происходит в театре на Бродвее, а не на Монмартре.

Когда прославленные французы, Шевалье и Журдан, отодвинуты на второй план, это меня как-то неприятно задевает. Тем более, двумя годами ранее эта пара триумфально снялась в мюзикле всех времён и народов, «Жижи».

Мне кажется, им даже костюмы не надо было шить – одна эпоха. И меня разочаровал финал, прямо оглоушил. Ради чего было городить такую историю, чтобы привести Симону вновь к разбитому корыту?

Ширли Маклейн в роли Симоны очень смешная, глупенькая, даже наивная. Её можно обвести вокруг пальца дважды два, а она заправляет собственным кабаре (не очень, правда, успешно) и между делом спит со своим адвокатом Франсуа (Синатра), у которого подружек пруд пруди. Благо выбрать есть из кого – целое кабаре. Франсуа циничный, не скрывает своего негативного отношения к браку, при этом он талантливый юрист и блестяще выигрывает самые безысходные процессы.

Париж обожает канкан. Этот танец вызывает восторг и у мужчин, и у женщин. До сих пор нет единого мнения о том, есть ли что-то на танцовщицах под юбками и попробуй, разгляди, когда танец настолько стремителен, а девушки так размахивают подолом! Тогда с чего запрещать и проводить карательные рейды, если девушки одеты? В общем, невзирая на постоянные облавы полиции и аресты, кабаре «Райский бал» продолжает народную традицию и канкан всегда в программе. Среди завсегдатаев кабаре и судья Баррьер (Шевалье), и главные полицейские чины Парижа.

И вроде всё схвачено и оплачено, но вот из Лиможа свалился на голову новенький судья, Филип Форестье (Журдан) без всякого понятия о договоре. Правильный во всех отношениях юрист, человек высоких моральных принципов, он вдруг почему-то не смог устоять перед чарами Симоны.

Потерял голову, влюбился и самое главное, сделал предложение Симоне. И это самое слабое звено всей картины. В такую любовь не верится даже Симоне. Но ей ужасно хочется замуж. Франсуа не предлагает, тогда за Филипа.

Франсуа ведёт себя так мерзко. Поняв, что Форрестье совершенно серьёзен в отношении к Симоне и даже объявлена помолвка, он вместе со своим давним другом Баррьером спаивает растерянную и оробевшую Симону на светском приёме. Вся эта сцена ужасна. Взрослые мужики бесконечно наливают шампанское девушке, и она, потеряв всякий стыд, скачет перед обалдевшими аристократами, задирая ноги и показывая всё, что у неё внизу.

Как это мог допустить Филип, уму непостижимо. Он утешает плачущую Симону, говоря, что все эти аристократы ужасны, и он ненавидит свой круг. Но она понимает, как низко пала и опозорилась не только сама, но и его не пощадила.

Мне понравилось, как Симона разрешила непосильную задачу и чуть ли не вплавь добралась до гранитной набережной. Как она, бедняжка, не утонула со всеми своими нижними юбками и фижмами? Хуже другое – Симона отказывается от парня, который любит её такой, какая она есть, готов наплевать на свой круг и стать для неё опорой. И вроде она всё понимает, хочет отомстить Франсуа за унижения. Но как только дело дошло до суда, всё, она сдулась.

Поверила сладкозвучному адвокату. Похоже, придётся продолжать делить его со всеми танцорами кабаре. Глупая дурочка. И такой её подаёт великолепная Ширли Маклейн. Сопротивляться её обаянию невозможно – в ней столько детского доверия, внутреннего света и доброты, что безумно жалко видеть её рядом с зубастой акулой. Слопает.

Уйдёт детскость, погаснет свет. Финал — сплошное разочарование. Если до этого ещё казалось, в жизни Симоны возможен поворот, но нет, опять в заезженную колею. Именно неразработанный сюжет и неубедительные поступки персонажей оставляют некоторую горечь от «Канкана». Ставлю картине 3+ и лишь потому, что очень люблю всех выше перечисленных актёров.

Все они сами поют, и даже Синатра)), а Ширли ещё и отплясывает профессионально — её танцевальный номер «Апачи» просто сногсшибателен, но выбивается из 19 века, слишком современный и американский по духу. Напомнил мне «Вестсайдскую историю». Кстати, в её послужном списке уже имеется «Канкан», она участвовала в его театральном варианте на Бродвее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *