Вот что происходит, когда Марсель Паньоль берёт в руки рассказ Ги де Мопассана и переделывает его в сценарий для фильма «Избранник мадам Юссон», но правильнее было бы перевести «Розовый куст мадам Юссон». И если Мопассан написал историю с плачевным финалом, ему-то, знатоку человеческих взлётов и падений, было не знать, чем такое может кончиться, то Паньоль переписал её в духе своих представлений о том, чего хочет зритель. И мне ближе его версия. Солнечная. Кроме того, одну из ролей сыграла его симпатичная жена Жаклин Паньоль. И, говорят, скромница Бурвиль не очень жаждал играть главную роль, поскольку преклонялся перед Фернанделем, сыгравшем Изидора в картине 30-х годов.
На дворе конец 19 века, но пуританские нравы ещё дают себя знать. Мадам Юссон организовала кружок благонравных женщин, следящих за моралью небольшого французского городка. Их поддерживает финансово графиня де Блонвиль – каждый год она даёт порядочную сумму в сто тысяч франков, поощряя проекты своих приятельниц. В этот год дамы решили поощрить самую добродетельную девушку посёлка. Они собрали сведения о сотне девушек и отчаялись найти «Розу добродетели».
Девушки совсем раскрепостились – потаскушки, матери-одиночки, своевольницы, не гнушающиеся походами на танцульки и в кино. В общем, дамы пришли в полное отчаяние, собирая досье на каждую. Вывод неутешительный – премию вручать некому, нравы упали ниже плинтуса. Надо видеть лица мужчин в городском совете, когда дамы это объявили. Мужчины пришли в волнение.
Как нет девственниц? А речь-то именно о них… Надо поискать. Где? В детском саду? Звучат предложения от мужчин: «Возьмите мою дочь и вручите ей премию. Порадуете меня. Мне нужны деньги». Реплика от добродетельного комитета: «Вашей распущенной дочке? Ну, уж нет». Дамы предлагают единственную кандидатуру, дочку мэра, она уж точно образец для подражания. Отец категорически против. На неё и так-то никто не смотрит, а после премии вообще не будет надежды на замужество. Хорошо, есть кандидатура! Местный идиот Изидор (Бурвиль).
Маменькин сынок, олух царя небесного. Он боится всех девушек, как огня. Вот он скачет весело по полю, собирая букетик цветов, и чуть не попался в объятия местной хулиганки Мари (Иветт Этьеван). Затем в курятнике дело едва не дошло до поцелуя, он еле отбился от неё курицей. Курица издохла от такого удара. Кое-как спасся невинный Изидор.
Вот такой парень достоин ста тысяч. Его мать (Полин Картон) давно ездит на нём и погоняет – подай, принеси, помой посуду. Он и не мужчина вовсе, хотя и в армии прослужил. А как же там? – спрашивают дамы. «Издевались вовсю». Особенно интересуется графиня. Не может быть, чтобы Изидор был девственником. В общем, решено. Если нельзя избрать Розу добродетели, то будет Розовый куст. Изидор.
Бурвиль мастерски подаёт своего героя – он глуповатый, на грани идиотизма, но добрый и готовый всем услужить. У него и походка странная, какая-то нервная, прыгающая. Словно в нём что-то рвётся и клокочет. Премия совсем его сломала. Напившись, он идёт топиться. Там встречает Элоди (Жаклин Паньоль), она и приносит в деревню весть о том, что Изидор утопился. Девушка слишком мечтательная и не от мира сего, но полиция добросовестно рыщет по озеру. Только всё зря. Изидор уже в машине графини Блонвиль (Мирей Перре) на пути в Париж.
Вот где произойдут метаморфозы с Изидором, достаточно провести одну ночь с учредительницей премии, искушённой в любви одинокой дамой. Вернувшись домой, Изидор удивил всю деревню и особенно Мари, которой по праву вручил сто тысяч. Он знает.
Вердикт. Фильм очень весёлый, диалоги острые, так и лови каждое слово. Полное отсутствие политкорректности. Сегодня смотрится как порыв свежего ветра. Советую. Классика со всех сторон.