Сегодня самый подходящий день для просмотра триллера «Исступление». Да и когда ещё смотреть фильмы Альфреда Хичкока, если не в Хеллоуин. Мне кажется, «Исступление» самый недооценённый фильм мастера. А ведь в нём есть всё, чем восхищаются зрители в самых известных картинах Хичкока: остроумие, жестокость, напряжение и трепет. А сцена в грузовике с картофелем вполне может соперничать со сценой нападения птиц в «Птицах» и смертью Дженет Ли в душе под ударами ножа в «Психо».
(В статье встречаются спойлеры, предупреждаю!)
Уже упомянутая сцена в грузовике не только страшная, но она балансирует на грани истерического смеха. Пожалуй, люди никак не могут решиться поставить этот фильм в список любимых только из-за этого эпизода: серийный убийца не знает, как раскрыть руку похолодевшего трупа, чтобы вытащить оттуда ювелирную вещь, которая может сразу указать полиции, кто убийца. Эта сцена также является своеобразной проверкой на любовь к Хичкоку: если вас не заворожила странная жуть происходящего, то вы не фанат этого режиссёра.
В «Исступлении» рассказывается о серии убийств, совершённых Галстучным убийцей, лондонским душителем, который насилует, а потом душит женщин модными дорогими галстуками. Как и в большинстве фильмов Хичкока полиция ловит невинного человека, который скрывается от следствия, и чтобы доказать свою невиновность, отчаянно пытается самостоятельно найти преступника.
В данном случае козлом отпущения становится Ричард Блейни (Джон Финч). Всё говорит против него: он вспыльчивый, он любит волочиться за женщинами, он пьющий, он недавно потерял работу и у него полно времени для совершения любого преступления, он исступлённо ссорился со своей женой при свидетелях, а позже её нашли задушенной в собственном офисе.
Наделяя подозреваемого такими атрибутами, Хичкок хочет полностью разрушить устоявшийся стереотип сексуального маньяка. В то время как настоящий маньяк (Барри Фостер) уравновешен, кроток, обаятелен, уважаем, состоятелен и т.д. по списку.
Фильм хорошо стареет, или лучше сказать, не стареет совсем, не только благодаря золотой формуле великого режиссёра, но и великолепной британской команде актёров, причём, малоизвестных актёров. Уже упомянутые Джон Финч и Барри Фостер убедительны в каждом жесте и телодвижении, что несравнимо с неуклюжей игрой Рэймонда Бёрра в роли убийцы в неоспоримом шедевре Хичкока «Окно во двор».
Режиссёр даже заставляет зрителя восхищаться тщательно выполненными убийствами. Сцена убийства Бренды, бывшей жены Ричарда Блейни очень тревожная из-за продолжительной подготовки, нападения, изнасилования и, наконец, удушения. Заставляя смотреть эту сцену до конца, он принуждает зрителей в дальнейшем прокручивать этот эпизод в памяти не один раз и таким образом включает их не только в свидетели, но и соучастники преступления. В другой сцене режиссёр применяет совсем другой подход: он ведёт убийцу и подругу Ричарда Блейни, Барбару (Энн Масси), по лестнице, ведущей в квартиру маньяка.
Съёмка ведётся в один приём, начинается на улице, а заканчивается тем, как пара входит вместе в квартиру. С этого момента камера возвращается на лестницу, а затем пересекает улицу, чтобы замереть у здания напротив. Хичкок в который раз демонстрирует, как богата его режиссерская палитра и сколько в ней тонких оттенков. Он не опускается до вульгарных повторений себя самого, он верит в своих фанатов, а потому оставляет их наедине со своими фантазиями. Пусть каждый додумывает эту cцену в силу своего воображения, что и как произойдёт с Барбарой.
И спустя тридцать лет фильм «Исступление» смотрится на едином дыхании. Альфред Хичкок свеж и бодр как никогда, он не только не растерял свои фирменные фишки, но и добавил кое-что новенькое, например, впервые показал обнажённое тело, что можно считать настоящей сексуальной революцией в карьере режиссёра.