Говард Шор – это мастер в музыке для фильмов. Он написал более 80 музыкальных сопровождений, выиграл три Оскара и ещё 50 различных наград и работал с такими режиссёрами как Дэвид Кроненберг, Мартин Скорсезе, Джонатан Демме, Дэвид Финчер и другими. Но именно после работы с Питером Джексоном в трилогии «Властелин Колец» Говард Шор стал таким известным и востребованным.
Находясь в турне с концертом музыкальных произведений из фильма «Властелин Колец» в Лондоне, Говард Шор рассказал подробно сайту TheOneRing.net о том, как такое уникальное явление сочетает в себе живое концертное исполнение и огромный экран, на котором идёт фильм.
Говадр Шор о фильме Властелин колец:
TORn (TheOneRing.net): Вы как-то волнуетесь по поводу живого исполнения своей музыки?
Говард Шор: Очень волнуюсь. И очень жду этого.
TORn: Как начался проект?
Говард Шор: Я начал работать с дирижёром Людвигом Вики несколько лет назад в Люцерне, Швейцария, где мы организовали концерты с его оркестром 21-й век, там же, в Люцерне, он озвучивал фильм всю трилогию, а затем в Мюнхене с Мюнхенским симфоническим оркестром. Поэтому все концерты исполняются именно этим оркестром, с которым его связывают многие годы совместной работы.
Также у нас принимает участие хоровое общество Pacific Chorale, это просто фантастический хор и хор мальчиков из Аризоны, очень, очень хороший коллектив, поэтому у нас огромный ансамбль артистов исполняет концерт. Кейтлин Ласк исполняет все сольные партии, она поёт всю трилогию многие годы, начиная с Симфонии Властелин Колец.
Это действительно совершенно новый опыт — смотреть фильм и слушать живую музыку, это обогащает фильм, заставляет слышать фильм по-другому и видеть музыку, усиливает все чувства.
Экран просто огромен — высотой в 20 метров. А теперь представьте оркестр под экраном, хор, детский хор из 230 человек, вибрации оркестра, огромный экран, на котором идёт фильм со всеми его красками и оттенками, история становится очень интенсивной. Это абсолютно новое явление.
Несколько лет назад, где-то в 2005-2006 я записал все композиции из «Властелина Колец» на десять дисков, всю музыку из фильма в одну коробку под названием «Полная запись»
Когда я соединил всё вместе и прослушал, скажем, почти три часа музыки из «Братства Кольца», я понял, что никогда не слышал это в таком варианте. Я видел фильм несколько раз, но никогда не слышал музыку всю вместе. Когда делаешь запись, то проходишь сцены и какие-то части фильма отдельно. И вот когда я услышал всё в окончательном варианте, я подумал, что было бы здорово сделать такой концерт. Исходя из этого, я начал писать двухчасовую симфонию.
Я подумал, что было бы великолепно услышать всю музыку «Братства Кольца» с оркестром и хором. Как только эта идея пришла в голову, сразу захотелось сопроводить музыку фильмом на экране. У меня уже был подобный опыт с фильмом Дэвида Кроненберга «Голый завтрак». Я исполнил два концерта с «Голым завтраком», один с Ulster Orchestra в Дублине, другой с BBC Concert Orchestra в Лондоне.
Я обратился к Людвигу Вики с этим предложением. Он загорелся и потратил около десяти месяцев на редакцию музыки, которую мы играем вживую. Фильм идёт с перерывом, чтобы дать отдых оркестру.
TORn: У него какой-то другой подход к фильму?
Говард Шор:Мы используем записи как путеводную нить, он также исходит из этого. Он старается воссоздать звук прежней записи и сделать его живым. Он проделывает фантастическую работу, просто великолепно. Он не только великий дирижёр в музыкальном смысле слова, но он заставляет работать оркестр в таком же ритме, что поразительно. Он ещё обладает высоким техническим мастерством в умении синхронизировать музыку с действиями в фильме.
Конечно, у нас нет полной свободы, потому что надо всегда ровняться на фильм. Ты жаждешь создать живую музыку, но она должна точно синхронизироваться с фильмом. Синхронность это специфика всех фильмов. Жесты, действия, всё очень точно передано на экране.
TORn: Оглядываясь назад, вы не поменяли своего мнения о музыке в трилогии?
Говард Шор: Будучи композитором и дирижёром всегда хочется что-то поменять. Но я счастлив, что могу слышать свою музыку в живом исполнении. Только исполняя музыку, можно что-то в ней менять. Это вполне естественно, создавать разные интерпретации музыки.
Я это уже видел в Люцерне и Лондоне. Я не так часто хожу на концерты, большую часть времени я пишу музыку и стараюсь быть всегда в работе. Но то, что я видел в Royal Albert Hall с лондонским филармоническим оркестром и хором, просто восхитительно.
TORn: Вы не удивляетесь, что ваши композиции из «Властелина Колец» так долго не теряют своей популярности?
Говард Шор: Думаю, это всё из-за Толкиена и его книг. Книги продолжают выходить, их продолжают читать. Фильм создал нечто такое, что очень нравится людям, они хотят смотреть и слушать. В фильме очень много глубины, вот откуда это долгожительство.
TORn: Когда вы слушаете музыку или смотрите фильм, вы ощущаете связь с Толкиеном?
Говард Шор: Всегда. Книга это наиважнейший источник творчества. Всё, что он создал в своих книгах, мы очень сильно ощущали во время съёмок и хотели передать это ощущение как можно честно в наших композициях, сценарии, во всей работе. Я до сих пор ощущаю крепкую связь с Толкиеном и до сих пор читаю и перечитываю его книги.
TORn: Что нового зритель может получить от ваших живых концертов?
Говард Шор: Каждому, кто интересуется этими фильмами и музыкой, понравится живое исполнение. Весь коллектив исполнителей имеет огромный опыт в таких шоу. Я знаю, что как создатель музыки, моё детище в надёжных руках.
Говадр Шор о фильме Хоббит:
TORn: Прежде чем расстаться, скажите, как идут дела на съёмках фильма «Хоббит»?
Говард Шор: Да, мы сейчас в самом середине пути. Есть ещё что обсудить, но половина работы уже сделана.
TORn: Можем мы надеяться, что когда-нибудь услышим музыку к «Хоббиту» в живом исполнении?
Говард Шор: Думаю, да, если всё пойдёт как задумано.
TORn: Спасибо за то, что уделили нам время.
Говард Шор: Спасибо вам. Было приятно поговорить с вами.
интервью взято с сайта TheOneRing.net
Почему-то на всех видео не Людвиг Вики. Вот расскажу ему, что у него двойник объявился…
Наверное, Людвиг Вики был в отпуске, и Говард Шор сам встал за дирижёрский пульт. Я, например, рада видеть самого маэстро в его привычной среде.