Трейлер этого фильма очень сильно меня обманул – обещал безумную комедию, но «Флоренс Фостер Дженкинс» далеко не комедия, а скорее, горькая драма о больной психически и физически богатой женщине, которую все водят за нос. Благодаря её деньгам, ближний круг людей претворяет в жизнь безумные мечты Флоренс, выставляя её полной идиоткой на потребу публике. И это совсем не смешно, хочется плакать, так её жалко. Только представьте свою любимую бабушку, которая вообразила себя оперной певицей и собралась петь перед многочисленными зрителями в знаменитом концертном зале, наподобие Карнеги Холл. Пусть публика состоит из солдат, вернувшихся домой с фронта и слегка навеселе, но слух у них сохранился, и кудахтанье, перемежающееся поросячьими воплями, которые производит старая бабушка на сцене, может хоть кого привести в истерику. А чем, скажите, она виновата? Она стоит растерянная, ничего не понимающая, слыша свист, топот и крики. Разве она плохо поёт, когда все твердят вокруг, что она прекрасная оперная дива и чудесная актриса?
Не читайте дальше, если собираетесь смотреть фильм — спойлеры!
В кино и литературе много персонажей, выставляющих себя гениями в той или иной области. Флоренс и не пыталась прикинуться хорошей певицей — весь её круг друзей и знакомых уверял её, что она хорошая певица. Её муж, неудачливый актёр Сент-Клер (Хью Грант), так же убеждал её, что она готова к выступлениям на публике. Вся эта ложь объяснялась тем, что правда подорвёт хрупкое здоровье 75-летней Флоренс Фостер Дженкинс, которая и так дышит на ладан. Пусть уж делает, что хочет — поёт в самом большом концертном зале Нью-Йорка под безумный рёв солдат или выпускает пластинки со своим пением, в конце концов, это её деньги.
Все персонажи картины вызывают вопросы – это истории без продолжения. Они, как мимолётные бабочки, залетают в жизнь Флоренс и, помахав крылышками, улетают в неизвестность. Например, учитель пения, господин Карло (Дэвид Хэйг). Эпизод с ним гротескный и многозначительный – именно он заявил Флоренс, что она полностью готова к встрече с публикой. Она мямлила что-то, сопротивляясь, в ней роились какие-то сомнения. Нет, он всё отмёл – готова! Потом и след простыл этого учителя.
С большим потенциалом началась история отношений Флоренс и её аккомпаниатора, Косме (Саймон Хелберг). Первая встреча на грани фола – Косме не понимает, что творится вокруг него. Почему все хвалят ужасную Флоренс? В какую западню устремляется он, потакая обману? Затем невероятная по теплоте встреча в жалком жилище пианиста, куда Флоренс забредает, чтобы поговорить о муже, который уехал играть в гольф. Но и здесь обрыв. Их отношения не развиваются в дружбу, что могла бы согреть обоих.
Линия Сент-Клера это история самого странного мужа, какого вообще можно сыскать. В связи с болезнью Флоренс, между супругами заключён платонический союз. Он укладывает жену в постель, производит ежевечерний ритуал с чтением стихов и переодеваниями, а затем с лёгким сердцем отправляется к своей подруге Кэтлин (Ребекка Фергюсон), где контакты более ощутимые.
Сама Флоренс в исполнении Мэрил Стрип не пробуждает теплоту или участие, которые на неё валятся со всех сторон, как из рога изобилия. Возможно, это задумка сценариста, но ведь требовалось меня, зрителя, склонить на чью-либо сторону или не требовалось? Я, в конце концов, за или против этого тотального вранья? Я вижу перед собой женщину, погружённую полностью в музыку, которая, видимо, звучит где-то у неё внутри, она её ощущает на стадии вибраций, но выходит эта музыка из неё каким-то боком, сикось-накось, ужасным мычанием и блеянием.
Бедная Мэрил Стрип, музыкальная актриса с хорошим голосом, вынуждена плясать в прямо противоположном углу — забыть ноты и прикинуться полной неумехой! Интересно, что она испытывала, вживаясь в роль такого персонажа, как Флоренс Фостер Дженкинс? Я знаю, как замечательна актриса в эксцентричных образах, вспомнить хотя бы «Смерть ей к лицу», но в данном случае надо было проявить такт и эмпатию к исторической личности курьёзного дарования.
В фильме столько гротеска, что не унести. Некоторые сцены доведены до абсурда плохой режиссурой. Например, эпизод с попойкой и проститутками в квартире Сент-Клера после концерта. Квартиру, кстати, снимает для него любимая (?) жена. Любимая, любимая – уверяет нас он, и вместе с ним режиссёр. А я говорю: «Не верю!» Не укладывается в голове такая любовь. И вроде бы все хорошо играют, и музыка не мешает восприятию (ребята, держитесь, это опять Александр Депла!), и поразительно аутентичная картинка Нью-Йорка 40-х, костюмы, грим, парики, не подкопаешься, а в результате знакомый до боли голливудский дым, в котором просто обожает работать режиссёр Фрирз, если взять его «Королеву», «Филомену», да и самая свежая работа, «Виктория и Абдул», обещает много сладкого одурманивающего дыма. Премьера этой викторианской сказки совсем на носу – 16 ноября.
Всё-таки, картина «Флоренс Фостер Дженкинс» чем-то отозвалась во мне — я задумалась о том, насколько были правы или неправы все вокруг Флоренс, льстя ей и обманывая её напропалую. Стоило ли продлевать её жизнь такими трюками, где эти люди потеряли своё человеческое лицо?