Давненько я не писала о фильмах Вуди Аллена. Когда долго не пересматриваю его фильмы, просто скучаю. Не хватает его грустных глаз, интеллектуальных шуток, глобальных рассуждений о жизни.
С режиссёром Вуди Алленом так – либо любовь на всю жизнь и самоотверженная преданность всем его работам, либо неприятие, доходящее до полного отторжения.
Моя любовь к нему началась с его безумно смешного фильма «Дни радио» или «Эпоха радио».
Наверное, писать о фильме «Энни Холл» следовало до фильма «Манхэттен«, снятого позже, поскольку они как сиамские близнецы, тесно связаны друг с другом всеми кровеносными сосудами повествования, эти фильмы очень личные — в них играет бывшая подруга Аллена, Дайан Китон. Он увековечил её настоящую фамилию в названии фильма «Энни Холл» (Дайан Холл).
Интересная деталь в творчестве Аллена — он всегда снимает подруг или жён в своих фильмах. Не всегда после расставания их дружба и хорошие отношения сохраняются — на наших глазах развивается скандал с Миа Фэрроу и её дочерью.
В «Энни Холл» опять его любимый Нью-Йорк. Опять сложные, запутанные отношения с женщинами. Словно режиссёр вознамерился рассказать нам бесконечные истории из своих отношений со многими женщинами.
Элви Сингер (Вуди Аллен) пишет. Пишет для театра, телевидения. Сам выступает со своими монологами. Они в большинстве случаев грустные, но публика ревёт от хохота, слушая, как он признаётся, что пятнадцать лет ходит к своему психоаналитику. Тема психоаналитиков и их безудержного процветания на чужом горе исследована режиссёром вдоль и поперёк. Его фундаментальный пессимизм проявляется в заявлении:
«Жизнь делится на кошмарную и скверную. Если ты родился калекой, то жизнь это кошмар. Для всех остальных она скверная».
Он собирает книги, где в заглавии упоминается слово «смерть». Свою нервозность и взвинченность он объяснял тем, что родился и жил в Бруклине на Кони Айленде, в доме прямо под знаменитыми американскими горками Thunderbolt . Весь дом трясло и корёжило во время работы аттракциона. Так продолжает трясти и корёжить Элви Сингера и во взрослой жизни.
Психоаналитики не останутся без работы, пока он жив. Неудачные браки, неустойчивые отношения с подружками. Играя в теннис, он знакомится с Энни Холл (Дайан Китон) и их неудержимо тянет друг к другу — несмотря на разницу интеллектов.
Энни слегка глуповата, приехала из Висконсина. Ещё не нахваталась всякого рода благоглупостей. Элви, человек недюжинного интеллекта, записывает её на разные курсы в университете для взрослых, чтобы потом было с кем обсуждать свои любимые фильмы Феллини и Бергмана. Или книги, или разнообразные теории. Энни тоже ходит к психоаналитику — ей это помогает, хотя за сеансы платит Элви. Это стало ещё одним абсурдом в жизни нашего героя:
«Мой психоаналитик порекомендовал тебе твоего психоаналитика. Тебе помогает, а мне нет!»
Ужасно смешны воспоминания Элви о детстве и школе.
Эти воспоминания встроены в фильм вместе с ним, взрослым. Он присутствует в классе и разговаривает со своими маленькими одноклассниками.
На вопрос «Интересно, кем они стали?», посыпались ответы, от которых оторопь берёт.
— Я директор трастовой компании.
— Я занимаюсь кожевенным ремеслом.
— Раньше я сидел на героине, а теперь перешёл на метадон.
Все фильмы Вуди Аллена полны диалогов. В «Энни Холл» их особенно много.Что удивительно, они совсем не действуют на нервы. Сногсшибательное чувство юмора никогда не изменяет режиссёру, какой бы темы он не касался.
Например, высказывания о Лос-Анджелесе, ненависть к этой Мекке Киноиндустрии с её фальшью, интригами, скандалами, гламуром.
Я не хочу жить в городе, где единственный показатель культуры проехать на зелёный свет
Чисто (на улицах). Потому что здесь барахло не выбрасывают, а превращают в телевизионное шоу.
У меня температура и меня тошнит, как это часто бывает со мной, когда я в Лос-Анджелесе.
Ты круглый год здесь жить хочешь? Это всё равно, что жить в стране грызунов.
Даже заказывая еду в ресторане в Калифорнии, он с удовольствием ёрничает:
Я закажу побеги люцерны и сусло!»
Именно Лос-Анджелес украл у него Энни. Встретив на одной из вечеринок человека из шоу бизнеса, некоего Тони Лейси, она попалась на его комплименты. Тони играет сам Пол Саймон! Вспомнили дуэт «Саймон и Гарфанкель»? Именно Пол Саймон написал большинство песен для фильма «Выпускник».
Энни переехала к нему в Золотой Штат. Элви, невзирая на физическую неприязнь к городу и самолётам, приехал уговаривать её вернуться. На что она категорически ответила:
«Что хорошего в Нью-Йорке? Это умирающий город. Ты «Смерть в Венеции читал?»
Это она ему, своему гуру, бросила такой наглый вызов. Элви вернулся в холодный промозглый Нью-Йорк. Прошло время и, совсем случайно, как это бывает во всех огромных городах, они встретились на улицах Манхэттена. Каждый при своём новом друге и подружке. Но как радостно они общались. Как родственны стали их души. Наверное жизнь, невзирая на свою скверность, самая приятная штука на свете, когда есть на свете такое единодушие.
О музыке. Её практически нет в этом фильме. Она звучит кусочками ненавязчиво в нескольких местах. Это своеобразная дань любимому Ингмару Бергману, для которого музыка никогда не была фоном для действия.