Это один из самых моих любимых фильмов с участием Георгия Буркова. Его персонаж, фотограф Фролов, одинокий человек, на которого свалилась любовь, затем трагедия и снова любовь. И в каждой ситуации он предстаёт настоящим человеком, надёжным, как стена, без лишних слов берущий на себя ответственность за маленького человечка. Смерть – лакмусовая бумажка, и она мгновенно проявляет качества у всех героев истории. И если во Фролове нет сомнений сразу, то в другом персонаже, Андрее Корякине (Юрий Астафьев), сомневаешься долго.
«Двое и одна» снят по рассказу замечательной писательницы Галины Щербаковой («Вам и не снилось«) и это не романтическая любовная история, как обманчиво обещает название, это вопрос к зрителю: «А насколько ты взрослый?», и на этот вопрос многие не ответят зрело, как не проходят проверку все родственники маленькой Оли, собравшиеся на поминки её матери только для того, чтобы поесть и попить по случаю. И это для ребёнка значит одно – сиротский дом. Но как же это при родном отце?
Так с трагического эпизода начинается картина «Двое и одна». Ещё вчера Фролов и Валентина (изумительная Елена Майорова) строили безумные планы, покупали мебель для совместного житья, и вот он стоит, огорошенный известием, которое принесла баба Маша (Надежда Федосова).
Кому-то покажется чересчур сдержанной его реакция на эту весть, но меня убедила его скупая игра – всё в характере персонажа. Не мог он взорваться при посторонних, такой закрытый. Вот откуда ночные кошмары и остановившийся взгляд, словно бы он весь там остался, в любовной сцене с Валентиной.
Зная Буркова по многочисленным ролям этаких пьяненьких балагуров, шутов гороховых, мне очень приятно, что есть в его фильмографии замечательные исключения. Его Фролов – человек с достоинством и честью, и ему не надо об этом кричать на всех перекрёстках – его поступки говорят сами за себя.
Медленно подбираюсь к главному лицу в этой человеческой драме – шестилетней девочке Оле (Мария Комаринская). Она, пожалуй, старше всех участников происходящего. И уж точно старше своих родственников, недоразвитых душевно, чёрствых и жадных эгоистов.
С самой первой сцены, когда мать привела Фролова в дом бабы Маши, где, похоже, снимала комнату с самого рождения дочки, мы видим очень серьёзную девочку. Словно она знает наперёд, что ей уготовила судьба, какую потерю и какой взрослой ей надо быстро стать. Она уже умеет заботиться, она умеет убирать, приготовить еду, стирать, она глубоко чувствует людей – недаром Хлор (так она зовёт Фролова) запал ей в сердце. Каким чутьём обладает эта крошка, если мгновенно понимает, что Хлор — хороший человек, и он никогда не обидит.
В принципе, не подвёл и родной отец-скиталец, тотчас отозвавшийся на письмо бабы Маши. Он не устроен, не ухожен, раздолбай, но не подлец. Обожаю тот момент, когда он смотрит, как его маленькая дочка стоит перед огромной электричкой, чтобы отправиться к бабушке за город.
Его улыбка на лице говорит – в нём проснулся отец, и он уже своего ребёнка не бросит. Сцены с дочкой в магазине просто достают до сердца. Он покупает ей игрушки, особенно с ней не советуясь,только лукаво посматривая на неё, инстинктивно чувствуя, что ей всё понравится, ведь мать её не баловала. Можно эти подарки считать подкупом детского сердца, а можно понять и по-другому — для себя он это делал, это ему доставляло огромное удовольствие.
Сцена финала картины, когда оба, и Хлор, и Корякин, бросаются к ребёнку по её первому зову, обещает нелёгкую жизнь всем троим. Мужчины безумно любят свою дочку и вряд ли решатся что-то изменить в личной жизни. Каждая встреченная ими женщина будет проходить жёсткий кастинг и, скорее всего, ребёнок всегда будет доминировать в выборе. У Хлора, по крайней мере.
Он не авантюрист и больше рисковать своей судьбой не станет – Валентины ему хватит до конца дней. Что касается родного отца Оли, то здесь я не уверена, куда его вынесет. Он личность импульсивная, гитара за спиной, как самая важная вещь, сообщает о многом – романтика его зовёт и будоражит. Насколько его хватит в суровых буднях. Он уже убегал от женщины, не желая сидеть в болоте быта. В любом случае, рада, что две одинокие души, ребёнок и Фролов, обрели друг друга. Жизнь им предстоит трудная, особенно финансово, если учесть, что прямо перед ними разверзается эпоха перестройки, и в картине уже чувствуются её неприятные сигналы. Но, всё-таки, мужчин двое, а она одна, как-нибудь воспитают. Пожалуй, уже вырастили и воспитали – она где-то среди нас, и я вижу её хорошим, добрым человеком, каким была её мать, чужая бабушка Маша, которая ближе, чем самые родные родственники, надёжный Фролов и Корякин, отец. Нет, она точно не сирота.
P.S. Чего не могу сказать о картине «Двое и одна» — ужасного качества, брошенной на произвол времени, как сотни других хороших советских фильмов.
Маша -просто безумно хороша! Невозможно не влюбиться в это дитя. Корякин сначала показался безнадежным, но была рада за него, что он прочувствовал эту чудо-девочку и ,будет рядом. Фролов- просто Человечище! Пусть Хлоров будет больше в нашем мире, тогда счастливых детей тоже будет больше) фильм прям в самое сердце ❤️
Особенно меня радует, что малышка сама говорит. Её речь — просто отпад)
Никогда не видела этот фильм.
Надо смотреть!
Майорова не понравилась. Но тут скорее не понравился ее персонаж, дурная какая-то мечется дуреха туда-сюда. А как она ловила Хлора на свой примитивный женский набор уловок. Дальше-ближе.
Но больше всего как она на ребенка наорала и ее еще и ударила в присутствии постороннего. Это как предательство. Чтобы выставить себя в лучшем свете перед ним. Это противно.
А Хлор конечно хороший человек, но он просто безотказный, его используют все — и на работе ему на шею сели и Валентина так же. Захомутала паучка. Его нагрузили, он и ползет гордый, кряхтит, но раз надо, так надо.
Девчонка молодец, кучерявый ангелок. Когда она плачет, тут душа любого вывернется наизнанку.
Ну и гниль перестройки чувствуется … душок разложения.
Вопрос по дальнейшему их совместному существованию втроем конечно интересный. Вот тебе и однополая семья.
а ведь точно! И такая бывает семья! И без всякой дури) Что касается Валентины, я думаю, она сильно затрёпана жизнью. То, что она ударила ребёнка, это от обиды — едва достала смородину такую дорогую, а девочка отказалась. Но вспомни, как она радостно планирует их жизнь, как она посветлела, когда Фролов говорит: «Ребёнок не помеха». Нет, она очень любит дочку, но буквально вымотана работой, а потом доставание продуктов и транспорт. Это Москва, как я понимаю.