Посвятила этот вечер красоте, чувственности, романтике и несравненному Джонни Деппу. Не в первый раз смотрю этот удивительный фильм-сказку и всегда получаю удовольствие от игры актёров, мастеров лицедейства. Но Джонни – фокус, магнит, без него невозможно представить такую историю.
История на поверхности — молодой человек, вообразивший себя великим любовником Дон Жуаном (Джонни Депп), решил покончить собой, когда девушка, в которую он влюблён, дала ему от ворот поворот. Чтобы его снять с крыши высокого здания, психиатр готов поиграть с ним в предложенную игру.
Благополучно спустившись на землю, психиатр увозит несостоявшегося самоубийцу в свою клинику. Там начинаются долгие разговоры по душам, сеансы психотерапии, во время которых поживший изрядно доктор пересматривает всю свою жизнь и приходит к выводу – пора начинать всё с нуля.
Это сухая рама, внутри которой буквально трепещет история короткой жизни пациента, и она настолько притягательна, что задаёшься вопросами «Куда подевалась романтика? Куда подевалась любовь?»
Доктор Миклер (Марлон Брандо) повидал на своём веку разных пациентов, но, как он признаётся за кадром, такого не видывал. Чем он зацепил психиатра? Почему тот категорически не хотел сажать его на препараты? Почему стал верить его безумным рассказам и погружаться в его фантазии? Всё это можно отнести только к воздействию мощнейшей харизмы пациента.
Пациент захватил в водоворот своего обаяния медсестёр и даже медбрата. (Среди медсестёр я сразу выделила смешливую Глорию (Нада Деспотович). Хорошо помню эту актрису в картине «Во власти луны» в небольшом, но впечатляющем эпизоде).
Как он это делает? Как заставляет людей влюбляться в себя? Разных — старых, молодых, мужчин, женщин! Свою наработанную годами технику он и рассказывает в сеансах с Доном Октавио дель Флоресом, как продолжает именовать себя психиатр, подыгрывая пациенту. Именно подыгрывая, ни на йоту не ощущая себя страстным испанцем. Рассказ начинается с рождения Дон Жуана, чему предшествовала горячая любовь отца, Дона Альфонса и матери, Донны Инес (Рэйчел Тикотин).
И мальчик с первых лет осознал свою исключительность в любви. Распутывая затейливую историю жизни пациента, доктор ловит его на нестыковках. А когда наведывается к его бабушке, проживающей в Нью-Йорке, то понимает, как ловко он попался в сети рассказчика.
Прозаичная бабушка в прозаичном зашарпанном доме утверждает, что ничего мифического нет в его родителях. Отец не погиб на дуэли, защищая честь жены. И не ушла она в монастырь после смерти мужа. Да и работал, так называемый Дон Альфонсо, в нью-йоркской химчистке. Но вот он точно выигрывал конкурсы в танцах. Да и имя внука типично американское, Джон. Только вот любопытно, что эта бабуля умудрилась повидать внука всего лишь дважды, что сразу наводит на мысль о её ангажированности. Признаюсь, я бы хотела увидеть что-то особенное, подтверждающее исповедь Дон Жуана. А доктор берёт в руки книги, оставленные им на столе — поэму Джорджа Байрона «Дон Жуан», кстати, именно эта история и раскручивается в колоритном и страстном рассказе пациента.
Не знаю, хотел ли он придать юмористическую окраску своим приключениям, как в поэме, но юмор изумительно приправил путешествия великого любовника по волне своей памяти. И комичная сцена соблазнения незнакомки в отеле накануне планируемого самоубийства. Женщину играет Марита Герати и вы сразу вспомните её персонажа в «Дне сурка».
И главный любовный опыт Дон Жуана, Султанат. Невольничий рынок, где его купила одна из жён султана, а затем затем он попал в гарем с тысячью наложниц. Вот уж пришлось потрудиться.
Если бы ни султан и угроза жизни, то неизвестно, чем бы закончилась эта восточная поездка. Он был посажен на корабль и отправлен в Грецию, где после кораблекрушения попал на остров Эрос и встретил любовь всей своей жизни Донну Анну.
Именно из-за этой капризной красотки собирался парень покончить с жизнью.
Все эти басни лились в уши внимательного психиатра, у которого чуть крыша не поехала от избытка эротических фантазий, витающих во время сеансов. Он, давно забывший, что такое женщина, снова обратил взоры на свою жену Мэрилин (Фэй Данауэй).
Старость не приговор внушает ей супруг и задаёт риторические вопросы, которыми и я озадачилась во время картины. Удивительные поступки заставил их совершать последний пациент доктора. На свои четыре главных вопроса Дон Жуан нашёл ответ – любовь. Как любопытно меняется отношение доктора к своему пациенту от встречи к встрече. Они заключили соглашение, что Дон Жуан начнёт принимать препараты, если доктор поверит в его фантазию. Точку в этом решении поставила мать великого любовника. Она объявилась в клинике, чтобы помочь сыну выйти из неё. И она действительно монахиня. Ну как во весь этот бред не поверить?
И вдруг финальный аккорд, когда Дон Жуан уже не идальго, не великолепный испанский гранд в роскошном облачении, а всего лишь хрупкий паренёк Джон и, чтобы вырваться из клиники, он согласен отмести свою биографию и сказать то, что ждут от него все спецы психиатрии. Как же страшно слушать это его отречение. Как недостойно оно его буйной фантазии!
Надо сказать, что эта история, рассказанная в таком необычном формате, вызвала во мне ассоциацию с «Жизнью Пи». Пи в конце своего путешествия так же рассказал две истории, одну для того, чтобы развлечь. И другую, настоящую. И спросил, какую историю мы хотим услышать. Если речь обо мне, то я хочу историю Дон Жуана и его поисков вечной любви, в ней хотя бы есть утешение.
И не могу не пройтись по игре актёров. Джонни Депп держит всю историю на себе, лишний раз убеждаюсь, как талантлив он в своих ранних работах. Чувственный, тонкий, умеющий передать малейшие изменения в настроении своего героя.
Марлон Брандо слишком тяжёл, чтобы не только играть, а даже двигаться.
Я давно убедилась, что как только актёр набирает сильно вес, он теряет часть своей актёрской техники. Это же случилось и с Орсоном Уэллсом. Но Джонни Депп настолько преклонялся перед Брандо (да и кто не преклонялся?), что снял его как режиссёр в своём фильме «Храбрец» (1997), трогательном трибьюте любимому актёру нескольких поколений.
Великолепный саундтрек в фильме «Дон Жуан де Марко» — песня Have you really loved a woman? в исполнении Брайана Адамса. Она звучит лейтмотивом в нескольких аранжировках и является, чуть ли не звуковой иллюстрацией к любовной исповеди главного героя.
Очень люблю эту картину со дня её выхода и уверена, что вернусь к ней снова, чтобы окунуться в чувственную красоту фантазии главного любовника всех времён и народов.