Жанна Болотова – одна из самых красивых актрис Советского кино. Она – сама аристократичность. Высший класс. Откуда в ней это? Как она умудрилась сохранить это в каждой своей роли, большой и маленькой? Даже просто смотреть на неё – уже эстетическое удовольствие. Поражает её фильмография – так мало в ней проходящих, ерундовых картин и абсолютная преданность двум режиссёрам, без которых немыслим кинематограф Советского Союза – Сергею Герасимову и Николаю Губенко. Почему-то так и кажется, что в своей первой роли в картине Льва Кулиджанова «Дом, в котором я живу» она сыграла самоё себя. По крайней мере, для меня она останется именно этой замечательной девушкой, не вернувшейся с войны. Я выбрала несколько картин с Жанной Болотовой, достаточно противоречивых, но интересных. Возможно, у вас другой список, поделитесь.
- Дом, в котором я живу (1957) – реж. Лев Кулиджанов
Это очень тяжёлый фильм о войне, где нет ни единого выстрела. Очень интересный ход – мы не видим войны, но она присутствует постоянно в судьбах героев, живущих в одном доме. Люди уходят на фронт, а дома остаются жёны, подруги, матери, и их жизнь кровно связана с теми, кто далеко и, вероятно, не вернётся. Жанна в этом фильме ровесница своей героини Гали Волынской. За несколько лет до войны она окончила школу и мечтает стать актрисой. Она максималистка, как и все подростки: читая на своём Дне рождения монолог Нины Заречной из «Чайки», она полна уверенности, что и все гости разделяют её чувства. Помните? «Отчего люди не летают?» Но люди пьют, жуют, флиртуют, и на её выступление смотрят как на чудачество, на концертный номер в ресторане. Этот идеализм она пронесла через всю свою короткую жизнь. Потрясающая роль шестнадцатилетней актрисы – на фоне маститых звёзд того времени, Евгения Матвеева, Михаила Ульянова, Валентины Телегиной, Нинель Мышковой, она сияет ярко и с огромным потенциалом будущей глубокой актрисы. Очень советую смотреть этот фильм.
- Журналист (1967) – реж. Сергей Герасимов
До «Журналиста» Герасимов работал с Болотовой в драме «Люди и звери» (1962). Наверняка он угадал в молодой актрисе её романтизм и чистоту, потому что роль Тани Соболевой это в какой-то степени продолжение её истории из «Дома, в котором я живу». Картина «Люди и звери» показалась мне самой невнятной у Герасимова, хотя я очень люблю его работы и стала их пересматривать с новым интересом и даже страстью. «Журналист» в моём списке занимает почётное место. У Жанны в двухсерийной картине роль небольшая – она играет Нину, подругу главного персонажа Юрия Алябьева (Юрий Васильев). Нина – воплощение всего того, что ненавидят в москвичках жительницы остальной России: красивая, ухоженная, а главное, самостоятельная. Ей никто не нужен, она уже устала от жизни и вряд ли пойдёт на такие жертвы, как семья и карьера мужа. Тем более, она не отправится с мужем-журналистом в Сибирь, где ему придётся долго работать, чтобы затем попасть на тёплое местечко в дальнем зарубежье. Эта какая-то неустроенность и внутренний разлад героини Болотовой проявится ещё в одной картине Сергея Герасимова.
- Любить человека (1972) – Сергей Герасимов
Сколько не смотрю эту картину своего любимого режиссёра, не могу привыкнуть к её пафосу. Жертвой этого пафоса стала Жанна. В этой картине речь о любви двух архитекторов, строящих Норильск. Вся страсть режиссёра сосредоточилась на своей музе Любови Виролайнен, а Болотова – просто манекен для демонстрации стильной одежды и произнесения красивых правильных речей. Её Таня совершенно безжизненна, неинтересна и эта её большая ошибка – принять предложение режиссёра. Мне кажется, Герасимов совсем не её режиссёр. Ей противопоказан громкий пафос, индустриальные темы строителей социализма и коммунизма, весь этот бред, который отчаянно насаждали чиновники от кино. Этим они только отвращали молодёжь от прекрасных, в принципе, идеалов. Как раз Герасимов был явным запевалой в этом победном шествии. Как хорош его голос, когда он спускается с трибун и встаёт на землю – «Дочки-матери» — исключительно тонкая психологическая вещь. И ещё моя претензия к нему – многословие. Все картины по две серии, не мог вместить себя в более короткий формат. К счастью всех нас, Жанна Болотова встретила Николая Губенко.
- Подранки (1976) – реж. Николай Губенко
Благодарю бога за их творческий союз (о супружеском понятно только им двоим) – он дал самые лучшие роли для Жанны. «Подранки» — это чудо чудное, фильм о взрослении человека. Как страшно и прекрасно одновременно показано послевоенное время! Редко увидишь на экране судьбу сирот и их воспитателей, таких разных.
Болотова играет Аллу Константиновну, учителя биологии. В этой роли столько смысла, столько глубины, что и спустя годы, думаешь об этом. Зачем режиссёр дал ей столько эротизма? У меня есть объяснение – она никогда не зайдёт за черту, потому что в ней есть класс. Она – пример, к какому идеалу должны стремиться эти обездоленные мальчишки. Она для них – образец учителя, душевного друга и, возможно, жены. Красивая, стильная, даже в безумных условиях жизни, она сохранила в себе восхитительную женщину, желанную, но, как выясняется, абсолютно бескомпромиссную, когда дело заходит о жестокости очень близкого человека (Николай Губенко – прекрасен в этой роли). Жанна в этой картине бесподобна.
- Из жизни отдыхающих (1980) – реж. Николай Губенко
Николай Губенко – изумительный актёр, но я радуюсь, что он оставил такой убедительный след в режиссуре и спасибо, что не побоялся осуждения коллег и дал своей жене сыграть роли, которые навсегда впечатались в память.
В этой картине рассказывается история людей, которые вместе провели несколько недель отпуска. На дворе начало 80-х и ещё не произошёл развал Советского Союза. Поздняя осень, люди отдыхают в Крыму. Такая же поздняя осень в их сердцах. Для одних отдых повод пофлиртовать, завести романчик, для других – полный пересмотр всей жизни. Как для Надежды Андреевны героини Болотовой и Алексея Сергеевича (Регимантас Адомайтис – Николай Губенко отдал свой незабываемый голос в дубляже, поскольку прибалты так и не смогла избавиться от акцента за время жизни в СССР). Надежда Андреевна разведена, у неё взрослая дочь. Встреча с Алексеем Сергеевичем вдруг поманила её возможным счастьем. Но что-то в её характере не даёт уверенности в этом до конца. Мужчина даже обещает познакомить её со своей матерью, что с его стороны кажется очень многообещающим шагом. Они говорят о совместной жизни, о своём одиночестве. У них много общего. Нет, в персонаже Болотовой по-прежнему живёт цельность. Она не способна на предательство. Она не станет причиной развода Алексея Сергеевича. Она не станет строить своё эфемерное счастье на чужом несчастье, пусть мужчина и уверяет её, что они с женой чужие. Это только кажется здесь, на морском берегу, рядом с красивой чужой женщиной, что вот оно – протяни руку и всё сложится сразу. Болотова передаёт всю палитру волнений своей героини – она влюблена, как девчонка, но какая-то безысходная печаль висит в дождливом и туманном пейзаже. Жанна хороша в этой роли.
- И жизнь, и слёзы, и любовь (1983) – реж. Николай Губенко
Если бы такой картины не было, то её обязательно надо было бы придумать. Эта картина для всех нас, людей, чей век так короток, так мгновенен. Одной этой картиной режиссёр передал всю квинтэссенцию нормального существования – любовь и красота спасёт мир. Пример этого – доктор в пансионате для ветеранов Варвара Дмитриевна Волошина. С приездом этой женщины вся жизнь пансионата перевернулась. Один человек смог вернуть веру и надежду людям на пороге вечности. Если бы эту картину снял Герасимов, то я бы никогда не поверила в существование Варвары Дмитриевны. Но Губенко, с его теплотой, его болью, его участием – он смог меня убедить. Убедить настолько, что захотелось обнять всех этих стариков, выслушать их трепетные речи, их обиды, их надежды, как это сделала героиня Жанны. Всем сердцем я верю, что это и есть суть самой актрисы Жанны Андреевны Болотовой. Здоровья ей и человеческого счастья в её День рождения.
моя любимая фотография Жанны, иконы моды
Наташа, замечательный пост! А я к стыду своему почти не знакома с творчеством твоей сегодняшней героини. Конечно,видела её в «Доме, в котором я живу». Очень-очень-очень люблю этот замечательный фильм. Кое-какие фильмы смотрела с родителями в детстве и почти их не помню.
Тебе как доктору важно посмотреть фильм «И жизнь, и слёзы, и любовь» — поразительный опыт, словно присутствуешь среди тех людей, испытываешь все чувства — стыд, неловкость, жалость, восторг и восхищение. Всегда удивлялась фильмам Губенко, его умению так растормошить душу.