Самое поразительное в фильме Мела Гибсона «Человек без лица» это умный язык, на котором режиссёр говорит со своим зрителем. Персонажи в фильме Гибсона не говорят на том привычном упрощённом языке, знакомым нам по большинству американских фильмов. Скольким современным персонажам в кино позволяют быть хоть чуточку умнее среднего зрителя?
В фильме «Человек без лица» Мел Гибсон играет Джастина Маклеода, очень сложного героя, бывшего учителя. Его лицо и тело обезображено ожогами, полученными в автомобильной катастрофе. Он живёт в полном одиночестве в огромном доме на берегу океана и зарабатывает тем, что иллюстрирует книги и журналы. Для всех людей, живущих в округе, он «урод», «голова-фарш» и ещё масса других грубых кличек. Его одиночество порождает массу слухов и сплетен. Одни говорят, что он убил свою жену, другие утверждают, что это был мальчишка. Он отбывал срок в тюрьме.
В его дом однажды приходит паренёк по имени Чак (Ник Стал), он хочет, чтобы Маклеод стал его репетитором и подготовил его к поступлению в военную школу. Сначала Маклеод неприветлив и холоден с Чаком. Потом он даёт ему бессмысленные задания: «Прямо сейчас вырой яму, куб 3х3». Следующее задание написать сочинение. Постепенно Маклеод смягчается, и они становятся друзьями.
Учителю можно задать любой вопрос, и он ответит на него незамедлительно. Оказывается, поэзия это совсем не скучно, а «Венецианский купец» Шекспира интереснее комиксов. Но самое главное, он заставляет мальчика думать, думать и размышлять самому, не перекладывая ответственность на кого-то ещё.
Чак живёт в разрозненной семье, где каждый сам за себя и против всех. Его мать (Маргарет Уиттон) родила троих детей от разных мужчин и в четвёртый раз готовится выйти замуж. Кандидата в отцы Чак называет комком шерсти за его всклокоченную бороду и волосатую шевелюру. Мальчик частенько находится в состоянии войны со своими сёстрами, особенно старшей, Глорией, да и с матерью у него отношения на грани взрыва. Однако фильм очень искусно уходит от шаблонной истории неблагополучной семьи и показывает нам семью не хуже и не лучше других.
Вот что действительно глубоко неблагополучно, так это общество, изначально настроенное рассматривать любые дружеские отношения между одиноким мужчиной и мальчиком как подозрительно нездоровые. Конечно, если учесть прошлое Маклеода и тревожные слухи об обстоятельствах, при которых произошла катастрофа, то удивляться не приходится. В конце концов, в дело вступает шериф, он почти уверен, что имеет место растление малолетнего. Чак в одночасье теряет учителя и друга.
И вот почему я говорю, что фильм поднимается над массой других. Девять фильмов из десяти при таком сюжете отправили бы своих героев прямиком в суд, а фильм закончился бы типично для такого рода картин. Но «Человек без лица» слишком дорожит своей основной темой, чтобы сбиться с дороги. И эта тема не о вине или невиновности, не о совращении малолетних, а о доверии, только доверии. И о том, как хороший учитель позволяет своему ученику самому решить, что правильно, а что нет, что правда, а что всего лишь домысел.
Фильм «Человек без лица» — дебют Мела Гибсона в качестве режиссёра, и он показывает его не только мастером визуального ряда, но что гораздо реже встречается, он ещё точно знает, что нужно сказать, а что оставить недосказанным. Например, таинственное прошлое Маклеода осталось намеренно нераскрытым, чтобы состоялась сцена на берегу, когда мальчик просит своего дорогого учителя сказать ему правду, только да или нет, и он поверит ему. Но будучи настоящим учителем, Маклеод даёт ему самый главный урок – «Ты должен решить, что есть правда сам, основываясь но том, что видел, что испытал, вместо того, чтобы разрешать другим делать это за себя».
Чака подростка играет Ник Стал, он убедителен в каждой сцене. Сценарист Малкольм Макрури написал его роль как очень талантливого, смелого, уверенного в себе ребёнка и уже понятно, какой человек из него вырастет.
Его первые встречи с Маклеодом очень интересны тем, что он стоит перед человеком, внушающим страх всей округе, не боится его, говорит твёрдо и прямо, всё, что думает. Ник Стал намного интереснее всех актёров своего возраста, потому что чётко знает то, что другим уже не дано узнать никогда – как не делать лишних движений перед камерой. Он знает, что его лицо не должно отображать каждую эмоцию как зеркало. Он свежо и любопытно играет своего Чака.
Игра самого Мела Гибсона опять говорит нам о том, как разнообразна его актёрская палитра, как много на ней красок. Не так уж много найдётся актёров, кто будет ощущать себя в равной степени комфортно и в роли сумасшедшего полицейского, и в роли Гамлета. В роли Маклеода он находит самую правильную интонацию — он не карикатурен, не патетичен, не слабак. Он неистово уверен в том, что правильно, а что нет.
В фильме «Человек без лица» есть моменты, когда Маклеод мог бы облегчить себе жизнь, произнося слова, которые все от него ждут. Но его этика, его гордость не позволяют ему такое малодушие. Он не говорит этих слов.
И это восхищает. Но больше всего восхищает то, что режиссёр Гибсон не пускается в слащавые объяснения. Он разрешает нам самим это понять. Вот в чём суть всей этой истории, и мы постепенно осознаём, в чём суть настоящего обучения.
трейлер фильма Человек без лица:
Заинтриговали, пошла смотреть.
Очень интересны впечатления после просмотра, большая просьба — расскажите, какое впечатление произвел фильм.
Я когда посмотрел, — много времени размышляя об этом фильме, — мысли имел если и не все, а похоже схожие от просмотра до единой такие ), — вот к этой например: не оправдывание режиссёром ясностью тех или иных поступков героя, — коль у них нет о них думать доверительно благопристойно в характере, про не слащавый, — что ему много хворать душой приходилось, и про мальчишку именно это самое: что он с головой, а не на эмоциях судит о людях. Благодарю ещё раз за ту ссылку )
Наверное, если бы этот фильм снял не Мел Гибсон, то картина вышла бы
другая, типично голливудская. И не пришлось бы задумываться) Я очень люблю этот фильм. Мне жалко, что он так мало снимает маленьких картин, практически не снимает.