«Венецианский купец» как ни странно считается комедией, хотя на сегодняшний взгляд это самая настоящая драма, пусть и перемежающаяся несколькими светлыми и радостными моментами.
Режиссёра Майкла Редфорда можно назвать пионером — он первый перенёс на большой экран пьесу Шекспира. До него существовали только немые постановки и телевизионные.
Ни Голливуд, ни какие-либо другие киноиндустрии не хотели связываться с антисемитской карикатурой, коей является пьеса.
Шейлок самый глубокий и страстный персонаж в этой великой пьесе, и фильм отдаёт ему большую часть своего пространства. Шейлок воплощает все антиеврейские стереотипы, бытовавшие во времена Шекспира, но поэт создал не картонный двухмерный характер как его современник Кристофер Марло в «Мальтийском еврее», а наполнил его кровью и нервами.
Фильм начинается со сцены встречи купца Антонио (Джереми Айронс) и Шейлока на мосту Риальто. Антонио плюёт в сторону Шейлока, демонстрируя тем самым отношение христианина к евреям. В евреях нуждались, потому что без ростовщиков вся экономика останавливалась. Их ненавидели, потому что христиане вынуждены были вести дела с людьми, на которых была кровь того, кто был распят в Иерусалиме.
Антонио плюёт на Шейлока, просит у него три тысячи дукатов и храбро заявляет, что опять в него плюнет. Шейлок одалживает ему деньги и в случае задержки, еврей возьмет фунт плоти самого Антонио. Купец необдуманно соглашается на такую сделку, потому что не хочет платить проценты и потому что уверен, его корабли скоро войдут в гавань гружёные товаром.
Сильной стороной фильма является чёткая форма изложения. Сначала идёт письменный пролог, где говорится о положении евреев в Венеции в 1586 году. Они живут в специально отведённом гетто, им запрещено передвигаться по ночам, но они нарушают это правило.
Их терпят только потому, что христианам запрещено давать деньги под процент, а где-то деньги брать надо.
Бассанио (Джозеф Файнс) хочет жениться на прекрасной Порции (Линн Коллинз).
Отец оставил ей большое состояние, но с условием: она станет призом тому, кто правильно выберет сундучок. Богатые и титулованные принимают участие в игре, но Порции давно приглянулся небогатый и нетитулованный Бассанио.
Бассанио срочно нужны деньги, чтобы красиво ухаживать за Порцией, и он обращается с просьбой к своему другу Антонио.
Ещё в начале фильма Джереми Айронс произносит: «Не знаю, отчего я так печален», и эта печаль даётся актёру без всяких усилий и буквально пропитывает всю его игру на протяжении фильма.
Причина такой грусти подразумевается в пьесе Шекспира и совершенно понятна в изложении Майкла Редфорда: Антонию влюблён в Бассанио, да ещё и собрался финансировать предстоящую женитьбу друга. Являются ли эти двое любовниками? Хороший вопрос. Насколько искренне любит Бассанио свой лотерейный приз, Порцию, другой хороший вопрос. Эти два вопроса постоянно сидят в голове вплоть до окончания картины и только подтверждают, как замечательно сумел Шекспир совместить сумасбродную комедию и душевные муки.
Аль Пачино в образе Шейлока поразителен. Он бесстрашно следует за эмоциями своего героя и подаёт прямо на ладони разорванную душу еврея. Он произносит шекспировские монологи, словно наслаждаясь звучным языком. Он в упоении. Он ныряет в самую глубину своего героя, его игра как раскаленный металл, от которого летят искры.
Джереми Айронс нашёл замечательные нотки для выражения двойственной природы Антонио — выказывая свою любовь к Бассанио, он позволяет нам как-то определённо толковать его мрачное состояние духа: у него есть веская причина изводить себя.
Бассанио и Порция отвечают всем условиям комедии, они полностью поглощены своим романам и не вникают в страдания других. (К слову сказать, Джозеф Файнс сыграл когда-то молодого Уильяма Шекспира в фильме «Влюблённый Шекспир» — ему-то уж точно знакома эта атмосфера!)
А вот Джессика, дочь Шейлока, непостижима. Как она могла так поступить со своим отцом? Так бессмысленно жестоко.
«Венецианский купец» буквально пропитан красками и оттенками эпохи Ренессанса. Фильм снят в Венеции. Местами он поднимается до самых трагических высот. Но иногда остаётся ощущение подростковой романтической комедии.
Шейлок и Антонио…Если бы ненависть не сделала их такими непримиримыми врагами, они могли бы стать прекрасными компаньонами в бизнесе, собеседниками в долгих ночных беседах. Где есть место и спорам, и горькому молчанию.
трейлер Венецианский купец
Не могу удержаться-обожаю Шекспира и Аль Пачино! Спасибо за рецензию.
Очень приятно получить от Вас благодарность.
Это вдохновляет. И особенно радостно, что совпадают наши интересы в кино.