Бумажная луна \ Paper Moon (1973) – реж. Питер Богданович

Как-то до этого у меня не складывалось с фильмами американского режиссёра Питера Богдановича. Не вызвали восторг ни «Последний киносеанс», ни «Безумные подмостки». Вероятно, надо было начинать с «Бумажной луны». Эта картина меня восхитила игрой папы и дочки – Райана О’Нила и Татум О’Нил.

Райана очень люблю в «Барри Линдоне» Стэнли Кубрика, а его талантливейшую дочку никогда не видела. Оказывается, она самая юная обладательница Оскара и получила эту награду как раз за роль Эдди в картине «Бумажная луна» – ей было всего десять лет! У её отца такой статуэтки нет!

Историческим фоном картины выступает время Великой Депрессии – 30-е годы прошлого века. Сухой закон, нищета и безработица. Мосс (Райан О’Нил) приезжает на своей убитой машинке сразу на кладбище, где отпевают его бывшую подружку, мать девятилетней Эдди.

Её случайно застрелил Фрэнк, последний сожитель, и сколько было таких фрэнков после Мосса, неизвестно. Заскочив на минутку попрощаться, Моссу и в голову не пришло, что он согласится подвезти девочку к тётке, сестре убитой. В этой сцене, когда старушки на похоронах уговаривают его взять девочку, проявляется вся безотказная доброта Мосса. Последний аргумент старушек – «Она и похожа на вас. Вы ведь её отец». Здесь Мосс категоричен. Нет и нет. Он не отец Эдди. На протяжении всего фильма он не признаёт своё отцовство. Лишь неопровержимое сходство характеров и взаимное притяжение доказало ему, кто же он для девочки на самом деле. Но к этому признанию лежал долгий путь.

История перетекла в жанр роуд-муви, а он всегда подразумевает, что попутчики просто обязаны понять и принять друг друга. Методы Эдди настолько агрессивны, что Мосс перед нею совершено безоружен. Такое впечатление, что именно Эдди является старшей в этом невольном тандеме. Она знает всю изнанку жизни – не пропустила ни одной детали из бурного существования с матерью. Достаточно взглянуть на их совместную фотографию, чтобы понять, какой была погибшая. Они не стоят обнявшись, как пристало маме и дочке – между ними ощутимое расстояние, Эдди насуплена, а мамочка зазывающее кокетлива. Шлюха. Об этой стороне ребёнку известно всё, думается, это и не особенно маскировалось.

Дорога к тётке требует денег – остановиться на ночь в гостинице, поесть, заправить машину. Для этого у Мосса припасена кипа Библий для втюхивания клиентам. Как быстро в этом занятии освоилась Эдди. Она не только составила отличную компанию своему отцу, но и проявляла креативность, которой он не обладал. Ей было достаточно несколько минут, чтобы понять, за сколько долларов человек сможет купить их никчемную книжку.

В течение повествования я понимаю, насколько талантлив этот ребёнок и как он несчастен.

Она давно психологически переместилась во взрослую категорию, но душой ещё дитя и жаждет сказок. Немножко «разбогатев» семейка заглядывает на местную ярмарку с аттракционами, каруселями и сладкой ватой. За деньги отвечает Эдди, они лежат у неё в коробочке, единственной памятной вещью из старой жизни.

Да ещё она неразлучна с радио и роликовыми коньками. На ярмарке она мечтает сфотографироваться вместе с Моссом на огромном картонном месяце, чтобы в её коробочке разместились два памятных снимка, с матерью и с ним. Как же замечательно передаёт свои эмоции юная актриса! Она очень сдержанна, ничуть не наигрывает, оттого убедительна и трогательна.

Желание прижать этого ребёнка к себе просто переполняло меня. Сначала меня возмущало, что Моссу так легко отдали чужого ребёнка. Куда он её повезёт, что может с нею случиться? Сегодня эта история вызывает массу вопросов. Но когда видишь их отношения и то, как Мосс обращается с Эдди, тревога за неё проходит. Он ведёт себя как настоящий отец. Вероятно, он и есть отец.

Так считает Эдди, и так утверждали старушки на похоронах.

Вся картина состоит из изумительных сцен, и в них блистательно проявляется авантюристический характер обоих персонажей. Меня сразила схема, которую провернула Эдди, чтобы избавиться от пассии Мосса – он подобрал Трикси (Мэдлин Кан) на ярмарке. Трикси – дешёвая шлюха, подрабатывающая в одной из палаток под названием «Рабыня гарема» и понятно, что она там изображала.

Наивный Мосс решил, что нашёл подходящую спутницу жизни, только вот Эдди, не такая наивная, видела всю подноготную новой подружки. У Трикси в услужении Имоджен. Её 15, она тоже не питает иллюзий относительно отношений мужчин и женщин.

Эдди и Имоджен так молниеносно избавились от своих проблем, что Мосс и Трикси глазом не успели моргнуть, как разбежались в разные стороны.

Сцена с бутлегерами могла бы стать очень трагической, но, к счастью, у режиссёра была другая цель. Спасибо, я бы этого не пережила.

Когда Мосс, наконец, привозит Эдди к порогу дома её тётки, а сам уезжает, я разочарована. Неужели так закончится эта длинная поездка? Эдди входит в прекрасный дом, её там ждут, всё обещает комфортную и сытую жизнь.

Только вот почему Мосс вдруг остановил свою колымагу и открыл конверт с фотографией девочки на гигантской бумажной луне?

И почему к остановившемуся грузовику на всех парах мчится ребёнок с маленьким чемоданчиком и коробкой в руках? Неужели они снова вместе и теперь уже навсегда?

Читайте схожие посты:

Царь горы

Убить пересмешника

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *