Мы из тех, кто считает награждения киноакадемии (Bafta) давно затянувшейся шуткой Британской киноиндустрии, вкупе с понятием, а существует ли вообще такая вещь, как Британская киноиндустрия. И если это гэг, то уж очень невесёлый, что сможет вполне подтвердить Майк Ли.
На последнем фестивале в Каннах, страстный проект «Уильям Тёрнер» был принят с восторгом. Жюри, возглавляемое Джейн Кэмпион, в составе Николаса Виндинга Рефна, Цзя Чжанкэ и Уиллема Дефо, отметило главным призом игру Тимоти Сполла – само неистовство, боль и флегма в подаче портрета художника Тёрнера. Восхваление продолжалось и с началом проката картины в Британии в октябре.
Вдобавок, сумма, заработанная картиной, составила более 6 с половиной миллионов фунтов стерлингов, что стало самой дорогой британской картиной 2014 года и самым главным достижением сорокалетней деятельности режиссёра. Было естественно ожидать, что совершенства картины получат признание киноакадемии. Но художественные достижения, восторги критики и зрителей, ничем не отозвались у академии.
Те четыре номинации, которые достались «Тёрнеру» от Бафта, конечно, заслужены – грим и парики, костюмы, дизайн, Оскар добавил сюда операторскую работу.
Но отсутствие фильма в других категориях не только уничижительно, оно явно демонстрирует презрение. Шесть с половиной тысяч голосующих бросили свой авторитет в защиту «Игры в имитацию» и «Вселенной Стивена Хокинга», фильмов, знакомых в телевизионной версии. Для Майка Ли не нашлось места в категории «Лучший режиссёр». А Сполл, так впечатливший жюри Джейн Кэмпион, и в подмётки не годится Эдди Редмэйну, Бенедикту Камбербэтчу и Джейку Джилленхолу.
Даже в разделе «утешительный приз», коим является Выдающийся Британский Фильм, «Тёрнера» потеснили три несомненных «шедевра» «Паддингтон», «71» и «Гордость» (о гордости геев и лесбиянок во времена правления Маргарет Тэтчер).
«Тёрнеру» поклонников не занимать. Директор самой главной сокровищницы живописи Британии Тэйт, Николас Серота сказал мне:
«Главнейшим достижением Майка Ли и Тимоти Сполла стало то, что они показали физическую сторону создания картин. Они также доказали, что его репутация скряги и ворчуна совершенно неоправданна, поскольку он страстно интересовался людьми и окружающим миром. В характере Тёрнера живёт величайшая человечность, и Майк Ли нашёл способ это показать, как делал не раз в своих прежних картинах».
Писательница и критик Эми Рафаэл, издавшая книгу «Майк Ли о Майке Ли» считает «Тёрнера» лучшей работой режиссёра.
«Слава богу, это не сладкозвучная биография величайшего британского художника. Вместо этого – поразительный фильм о гениальном художнике и обычном человеке. Конечно, в первую очередь фильм об уникальном искусстве Тёрнера, но как всегда в работах Майка, звучат большие темы – любовь, утрата, жизнь и смерть.
Возможно, тем, кто раздаёт награды, неважно, что Тим Сполл подарил нам игру, достойную Орсона Уэллса, ведь он, в конце концов, не настолько примелькался в фотосессиях, как этот паренёк Камбербэтч».
Отношения режиссёра с институтами награждения никогда не были безоблачными. В 1997 году получив три награды за свою драму «Тайны и ложь», Ли покинул комитет Bafta, заявив:
«За всё время это первый случай, когда кто-либо из моих фильмов получил премию (Бренда Блетин). По-моему, этот факт очень красноречив. Оставляю вас самих формировать собственное мнение по этому вопросу».
Особенно его возмущало несоответствие того, как принимают его картины дома и за рубежом.
В 1993 году разница также была вопиющей – фильм «Обнажённые» получил в Канне призы за Лучшую Режиссуру и в категории Лучший Актёр (Дэвид Тьюлис), зато Британская академия решила полностью проигнорировать картину.
«Когда получаешь Лучшего Режиссёра и Лучшего Актёра в Каннах и ни единой номинации дома, то понимаешь, что надо уходить. То, что я думаю о Bafta, лучше вслух не произносить».
Bafta не может похвастать независимым голосованием. Это безликий слепок американского Оскара в прошлом и «угадай со второго раза» на сегодняшнем этапе. В 2005 Британская Академия внезапно проявила характер и Майк Ли превратился в бенефициария – неожданно-негаданно получил премию Дэвида Лина как режиссёр фильма «Вера Дрейк», а великолепная Имелда Стонтон — за лучшую женскую роль.
Эми Рафаэл:
«По моему мнению Майк иногда находится по одну сторону британского кинопроизводства, а Дэнни Бойл – по другую. Оба всемирно известны, и оба неадекватно принимаются управленцами. Майк – мастер авторского кино и потому слишком для них глубок. А Дэнни слишком интуитивный и в то же время лёгкий. Это делает их изолированными, если только они не снимут что-то в духе «Тайн и лжи» или «Миллионера из трущоб».
Конечно, всякий режиссёр в своём уме не станет серьёзно относиться к наградам – люди не станут смотреть предвзято «Бешеного быка» из-за того, что он не получил Оскара, в то время как всеми благополучно забытый фильм «Обычные люди» Роберта Редфорда отхватил главный приз. (Здесь я не соглашусь с уважаемым автором – «Обычные люди» отличная психологическая драма и смотрится сегодня, спустя 35 лет на едином дыхании, убедитесь сами). Вряд ли зрители вспомнят фильмы, которые в 2015 так прельстили Bafta. Кроме того, будучи командным игроком и работая в постоянном содружестве с одним и тем же творческим коллективом, он, безусловно, рад номинациям и в технических категориях.
Получая награды за режиссуру на престижных кинофестивалях в Локарно, Каннах, Берлине и Венеции, он наверняка не нуждается в снисходительных кивках домашней киноакадемии.
Возможно это так. Однако Британской академии кино стоит внимательно присмотреться к тем сигналам, которые она посылает зрителям и финансистам, да и тем, кто впервые берёт в руки камеру. Награждая посредственность, и, в то же время, игнорируя тщательность и новаторство, она бежит на короткую дистанцию. С таким подходом, британский кинематограф, преуспев на «Высоких надеждах» (реж. Майк Ли, 1988) может легко вернуться к «Мрачным моментам» (реж. Майк Ли, 1971).
The Guardian, Райан Гилби