Асфальтовые джунгли \ The Asphalt Jungle (1950) – реж. Джон Хьюстон

Снова меня порадовал великий режиссёр Джон Хьюстон. На этот раз триллером в жанре чистого нуара. Я так долго убегала от этого фильма, но он всё равно меня настиг. Вечер прошёл в диком волнении и сопереживании персонажам картины, что не часто бывает, когда смотрю нуар. Кроме того, абсолютно вразумительно рассказана история, что редко случается в фильмах этого жанра.

И самое замечательное – игра актёров всех планов просто великолепная, у каждого блеснуло много граней, как в тех бриллиантах, что были украдены наскоро сколоченной бандой. В «Асфальтовых джунглях» нет положительных героев, что типично для нуара, где в сюжет вплетается преступление, расследование, полиция или частный детектив. Но если режиссёр не отстранён от своих персонажей, не взирает на происходящее с высоты своего величия, то и я, зритель, волнуюсь вместе с ним за кого-то в этой истории. Таких персонажей нашлось несколько – медвежатник Чавелли, организатор ограбления Риденшнайдер и вышибала Дикс Хэндли. Героиню Мэрилин Монро Анжелу ничуть не жаль, она быстро найдёт к кому прибиться, настоящая кошка, только помани деньгами.

Ещё очень жалко Долл, девушку Дикса. Она и в самом деле настоящая, преданная и чистая, насколько возможно это в том мирке, что она обжила.

Если вы когда-то видели телевизионный фильм «Мираж» по роману Джеймса Хедли Чейза, то ассоциация с «Асфальтовыми джунглями» выстроится сразу. Меня она просто преследовала.

Действие фильма «Асфальтовые джунгли» разворачивается в неизвестном городе. Но он такой типичный. Враждебная, холодная архитектура, где начисто отсутствует природа, где всё живое словно истреблено – абсолютный лунный пейзаж. Особенно на рассвете, когда начинается история, и мы видим главного персонажа – Дикса Хэндли (Стерлинг Хейден). Он только что ограбил человека и пробирается закоулками, чтобы не попасть на глаза патрульной машине.

Полиция проводит рейд и вскоре заявляется в забегаловку Гаса, приятеля Дикса. Дикс уже успел сбросить оружие, а Гас его надёжно спрятал в кассовый аппарат.

Копы забирают Дикса как бродягу, а в участке уже идёт опознание. Потерпевший сразу узнаёт грабителя среди остальных представленных, но боится признать в нём обидчика.

Он боится его больше именно теперь, когда тот стоит прямо перед ним и смеётся в лицо. Возможно, опознай он грабителя, он тем самым спас ему жизнь, но тогда это была бы другая история.

Допрос проводит лейтенант Дитрих, у которого на лице написано, что он насквозь продажный.

Актёр Барри Келли не стесняется изображать своего персонажа как можно гаже. Он отлично собирает мзду с тех, кто просто обязан сидеть в тюрьме. Но как же он робок и застенчив перед комиссаром полиции. Ещё бы, отправь его начальник постовым, махать палкой на перекрёстках, и тогда прощай личный бизнес – шантаж и вымогательство. На дворе тяжёлая пора – безработица, голод и нищета, а в полиции всегда найдётся тёплое местечко, если правильно использовать своё служебное положение. Дитрих мастерски умеет его использовать. Букмекерские конторы, ночные заведения с проститутками – его территория. Сейчас полиция города настороже – из тюрьмы вышел опасный преступник по имени Риденшнайдер.

Его не сумели отследить по прибытии и теперь все замерли в ожидании его ответного шага. Маленький старичок Риденшнайдер никак не тянет на мозговой центр преступного мира, но он талант в конструировании преступлений. Актёр Сэм Джаффе такой трогательный и милый, что не вызвал у меня никакого отторжения – его мечты о палящем солнце Мексики, пляжах, заполненных красивыми девчонками – всё это пока ещё держит матёрого преступника на белом свете.

У него есть план идеального ограбления ювелирного дома. В тюрьме он получил несколько имён, к кому можно обратиться в таком случае. Кобби, владелец букмекерской конторы, помогает ему установить деловые связи. Главный здесь адвокат Эммерих (замечательно сыгран Луи Кэлхерном).

Эммерих не гнушается ничем, чтобы поддержать свой высокий статус – дорогие особняки, автомобили и проститутки. На данном этапе у него ласковая и юная Анжела, годится ему во внучки. Эта первая роль будущей мега звезды Мэрилин Монро. Когда она засияла на небосклоне, то из небытия выудили «Асфальтовые джунгли» с её микроскопической ролью, не указанной даже на афишах. Но после её восхождения фильм стали связывать только с нею, словно она всех затмила в этом шедевре, откинув в сторону остальных актёров. Смешно. Нет, она вовсе неплохо сыграла, но обыденно. Другая женская роль, Долл, девушки Дикса, гораздо качественнее в повествовании и роль неизмеримо больше.

Набрав команду из трёх человек, Риденшнайдер проворачивает ограбление прямо перед носом полиции, а затем приносит бриллианты адвокату Эммериху. Но у того уже другие планы, он теперь хочет всё и придумывает, как это сделать. Ему берётся помочь приятель Брэнном. Его играет Бред Декстер, знакомый мне по «Великолепной семёрке». Однако все в этом сообществе пытаются обвести друг друга вокруг пальца, и Брэнном пал жертвой более расторопного стрелка, Дикса.

С этого момента посыпался весь план. Всё, казалось бы, продумано до мелочей, но человеческий фактор или само провидение вмешивается в события драматически. Трупы, ранения, предательство. Вот ведь она мечта, только протяни руку, но не тут-то было. Бриллианты сверкают, ослепляя всех вокруг. Пожалуй, только одна пара остаётся равнодушной к их сверканию – Дикс и Долл. Девушка держит в руке камешек, удивляясь, как он может так много стоить и, не раздумывая, отказывается его принять от Риденшнайдера.

Сцена возвращения Дикса домой, на ферму отца, его рассказ о любимом жеребёнке, достаёт до сердца. В Диксе осталось столько доброты и человечности, он во всех ситуациях ведёт себя по-мужски, берёт на себя ответственность. Стерлинг Хейден прекрасен в этой роли. Ему ненавистна та работа, которой он занимается в треклятом городе. Он презирает себя за то, что так низко пал. В нём остались честь и достоинство. Эти качества в нём сразу почувствовал Риденшнайдер.

Никчемная жизнь среди подонков не прошла бесследно – она просто прошла мимо. Он не увидел, что рядом всегда была преданная душа, с которой можно было рискнуть завести семью, детей и зажить по-крестьянски.

Не меньшая драма в семье медвежатника Чавелли. Когда его нанимают на ограбление, он успевает так рассказать о своей малышке, что понимаешь, как ему дорога дочь, и как дешева жизнь его самого. Он отправляется на преступление обыденно, как на работу.

Фильм снимали на территории штата Огайо в городе Цинциннати. Когда Дикс и Долл выезжают из города, олицетворяющего асфальтовые джунгли, перед ними открываются залитые солнцем поля, дружелюбная природа и мирно пасущиеся лошади, символ неукротимой свободы. Словно люди вдруг выбрались на свет из отвратительного подвала. Пусть за это пришлось заплатить жизнью.

Достаточно кликнуть сюда, чтобы открыть список картин Джона Хьюстона 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *