Снова меня порадовал великий режиссёр Джон Хьюстон. На этот раз триллером в жанре чистого нуара. Я так долго убегала от этого фильма, но он всё равно меня настиг. Вечер прошёл в диком волнении и сопереживании персонажам картины, что не часто бывает, когда смотрю нуар. Кроме того, абсолютно вразумительно рассказана история, что редко случается в фильмах этого жанра.
И самое замечательное – игра актёров всех планов просто великолепная, у каждого блеснуло много граней, как в тех бриллиантах, что были украдены наскоро сколоченной бандой. В «Асфальтовых джунглях» нет положительных героев, что типично для нуара, где в сюжет вплетается преступление, расследование, полиция или частный детектив. Но если режиссёр не отстранён от своих персонажей, не взирает на происходящее с высоты своего величия, то и я, зритель, волнуюсь вместе с ним за кого-то в этой истории. Таких персонажей нашлось несколько — медвежатник Чавелли, организатор ограбления Риденшнайдер и вышибала Дикс Хэндли. Героиню Мэрилин Монро Анжелу ничуть не жаль, она быстро найдёт к кому прибиться, настоящая кошка, только помани деньгами.
Ещё очень жалко Долл, девушку Дикса. Она и в самом деле настоящая, преданная и чистая, насколько возможно это в том мирке, что она обжила.
Если вы когда-то видели телевизионный фильм «Мираж» по роману Джеймса Хедли Чейза, то ассоциация с «Асфальтовыми джунглями» выстроится сразу. Меня она просто преследовала.
Действие фильма «Асфальтовые джунгли» разворачивается в неизвестном городе. Но он такой типичный. Враждебная, холодная архитектура, где начисто отсутствует природа, где всё живое словно истреблено – абсолютный лунный пейзаж. Особенно на рассвете, когда начинается история, и мы видим главного персонажа – Дикса Хэндли (Стерлинг Хейден). Он только что ограбил человека и пробирается закоулками, чтобы не попасть на глаза патрульной машине.
Полиция проводит рейд и вскоре заявляется в забегаловку Гаса, приятеля Дикса. Дикс уже успел сбросить оружие, а Гас его надёжно спрятал в кассовый аппарат.
Копы забирают Дикса как бродягу, а в участке уже идёт опознание. Потерпевший сразу узнаёт грабителя среди остальных представленных, но боится признать в нём обидчика.
Он боится его больше именно теперь, когда тот стоит прямо перед ним и смеётся в лицо. Возможно, опознай он грабителя, он тем самым спас ему жизнь, но тогда это была бы другая история.
Допрос проводит лейтенант Дитрих, у которого на лице написано, что он насквозь продажный.
Актёр Барри Келли не стесняется изображать своего персонажа как можно гаже. Он отлично собирает мзду с тех, кто просто обязан сидеть в тюрьме. Но как же он робок и застенчив перед комиссаром полиции. Ещё бы, отправь его начальник постовым, махать палкой на перекрёстках, и тогда прощай личный бизнес – шантаж и вымогательство. На дворе тяжёлая пора – безработица, голод и нищета, а в полиции всегда найдётся тёплое местечко, если правильно использовать своё служебное положение. Дитрих мастерски умеет его использовать. Букмекерские конторы, ночные заведения с проститутками – его территория. Сейчас полиция города настороже – из тюрьмы вышел опасный преступник по имени Риденшнайдер.
Его не сумели отследить по прибытии и теперь все замерли в ожидании его ответного шага. Маленький старичок Риденшнайдер никак не тянет на мозговой центр преступного мира, но он талант в конструировании преступлений. Актёр Сэм Джаффе такой трогательный и милый, что не вызвал у меня никакого отторжения – его мечты о палящем солнце Мексики, пляжах, заполненных красивыми девчонками – всё это пока ещё держит матёрого преступника на белом свете.
У него есть план идеального ограбления ювелирного дома. В тюрьме он получил несколько имён, к кому можно обратиться в таком случае. Кобби, владелец букмекерской конторы, помогает ему установить деловые связи. Главный здесь адвокат Эммерих (замечательно сыгран Луи Кэлхерном).
Эммерих не гнушается ничем, чтобы поддержать свой высокий статус – дорогие особняки, автомобили и проститутки. На данном этапе у него ласковая и юная Анжела, годится ему во внучки. Эта первая роль будущей мега звезды Мэрилин Монро. Когда она засияла на небосклоне, то из небытия выудили «Асфальтовые джунгли» с её микроскопической ролью, не указанной даже на афишах. Но после её восхождения фильм стали связывать только с нею, словно она всех затмила в этом шедевре, откинув в сторону остальных актёров. Смешно. Нет, она вовсе неплохо сыграла, но обыденно. Другая женская роль, Долл, девушки Дикса, гораздо качественнее в повествовании и роль неизмеримо больше.
Набрав команду из трёх человек, Риденшнайдер проворачивает ограбление прямо перед носом полиции, а затем приносит бриллианты адвокату Эммериху. Но у того уже другие планы, он теперь хочет всё и придумывает, как это сделать. Ему берётся помочь приятель Брэнном. Его играет Бред Декстер, знакомый мне по «Великолепной семёрке». Однако все в этом сообществе пытаются обвести друг друга вокруг пальца, и Брэнном пал жертвой более расторопного стрелка, Дикса.
С этого момента посыпался весь план. Всё, казалось бы, продумано до мелочей, но человеческий фактор или само провидение вмешивается в события драматически. Трупы, ранения, предательство. Вот ведь она мечта, только протяни руку, но не тут-то было. Бриллианты сверкают, ослепляя всех вокруг. Пожалуй, только одна пара остаётся равнодушной к их сверканию – Дикс и Долл. Девушка держит в руке камешек, удивляясь, как он может так много стоить и, не раздумывая, отказывается его принять от Риденшнайдера.
Сцена возвращения Дикса домой, на ферму отца, его рассказ о любимом жеребёнке, достаёт до сердца. В Диксе осталось столько доброты и человечности, он во всех ситуациях ведёт себя по-мужски, берёт на себя ответственность. Стерлинг Хейден прекрасен в этой роли. Ему ненавистна та работа, которой он занимается в треклятом городе. Он презирает себя за то, что так низко пал. В нём остались честь и достоинство. Эти качества в нём сразу почувствовал Риденшнайдер.
Никчемная жизнь среди подонков не прошла бесследно – она просто прошла мимо. Он не увидел, что рядом всегда была преданная душа, с которой можно было рискнуть завести семью, детей и зажить по-крестьянски.
Не меньшая драма в семье медвежатника Чавелли. Когда его нанимают на ограбление, он успевает так рассказать о своей малышке, что понимаешь, как ему дорога дочь, и как дешева жизнь его самого. Он отправляется на преступление обыденно, как на работу.
Фильм снимали на территории штата Огайо в городе Цинциннати. Когда Дикс и Долл выезжают из города, олицетворяющего асфальтовые джунгли, перед ними открываются залитые солнцем поля, дружелюбная природа и мирно пасущиеся лошади, символ неукротимой свободы. Словно люди вдруг выбрались на свет из отвратительного подвала. Пусть за это пришлось заплатить жизнью.
Достаточно кликнуть сюда, чтобы открыть список картин Джона Хьюстона