Я обожаю режиссёра Джона Хьюстона и, конечно, его «Африканскую королеву», и не догадывалась, что Клинт Иствуд сделал фильм «Белый охотник, чёрное сердце» как раз о том, как снималась эта картина. Он же сыграл главную роль, то есть, самого режиссёра Хьюстона. Фильм снят по роману Питера Вертела, который был сценаристом «Африканской королевы» и, как никто другой, видел весь процесс изнутри.
Конечно, все имена слегка изменены – Джон Хьюстон превратился в Джона Уилсона, а Питер Вертел стал Питером Вериллом. Вместо Хамфри Богарта – Фил Дункан, а Кэтрин Хепберн стала просто Кэй Гибсон. Но когда знаешь, кто, возможно, прячется под новыми именами, то охватывает волнение. Сравниваешь, похожи или не похожи. А ещё, ужасно хочется снова пересмотреть «Африканскую королеву», настолько для меня поменялся эмоциональный ландшафт, зарядился каким-то новым смыслом. О Джоне Хьюстоне и его талантливой семье у меня есть большой пост, и я осознавала, что это режиссёр-гений, личность планетарного масштаба. После фильма Иствуда, добавилась ещё одна черта к его портрету – дикая и всепоглощающая страсть к охоте.
Для кого-то план всей жизни – «увидеть Париж и умереть», а для него – «убить африканского слона». И ведь он понимает, что это варварство, преступление. Как он сам говорит – «больше, чем преступление, это грех». Но его безумная мысль словно съела его изнутри. Неважно, что нужно снимать картину, что завезено оборудование, ждут актёры, прогорают деньги, господин Хьюстон занят поисками слона всей жизни, самого огромного самца нужно завалить во что бы то ни стало. Это стало его настоящим наваждением.
Африка снята с огромной любовью от взгляда на стада слонов замирает сердце. А сам писатель Пит Верилл (Джефф Фэйи), конечно, на стороне этих величественных животных.
Противоречивый, конфликтный, импульсивный Джон Уилсон (Клинт Иствуд) и сам на стороне обиженных. Как он бьётся за чернокожего слугу, которого бьёт хозяин отеля! Как и почему он готов убить невинное животное, в этом весь парадокс этого человека. Ради своей блажи он идёт на кровавую охоту, и, словно ему в назидание, совершается убийство. Но не слон гибнет на охоте, а чернокожий охотник Киву, который вызвал симпатию всей экспедиции.
Ещё вчера в деревне царило веселье, всё население пело и плясало, радостное и удивлённое приезду такого знаменитого люда из Голливуда, а сегодня всё изменилось.
Барабаны выбивают траурные ритмы, рыдают женщины, и семья погибшего убита горем. Неужели и это не научит беспечного режиссёра отвечать за последствия своих эгоистичных поступков? Питера раздирают противоречивые чувства – он вызван другом из Лондона, чтобы дописать некоторые сцены, но занимается тем, что шатается по ресторанам, пьёт, бездельничает и должен сопровождать повсюду своего режиссёра.
Когда я смотрю фильмы Клинта Иствуда, меня всегда поражает, как мастерски он рассказывает свои истории, как глубоко интересны все детали, все линии повествования. Этот фильм не исключение. Например, удивителен эпизод в ресторане, куда заглянула компания и одна их гостей, миссис Макгрегор, с жаром заявила, как она ненавидит евреев, лондонских жидов. На что Питер сказал, что он еврей и не хотел бы это слышать. Она ещё раз повторила заявление.Тогда Джон Уилсон рассказал короткую историю из своей жизни и, думаю, женщина не забудет её до конца своих дней. Из таких пикантных эпизодов соткан «Белый охотник, чёрное сердце».
Мне было интересно увидеть в фильме двух актёров – Тимоти Сполла и Маризу Беренсон. И если Тимоти никогда ни с кем не перепутаю, то Маризу чуть не проглядела. Она сыграла Кэтрин Хепберн, смешливую, восторженную, звёздную.
А у Сполла роль безумного пилота маленького самолётика, совсем эпизодическая ролька, но одно его присутствие оставляет хорошее впечатление и приятно, что он не затерялся после 90-х, а как раз наоборот, взлетел.
И, несомненно, фокус всей истории на режиссёре Джоне Уилсоне, дао его жизни. Он сложный человек, но нельзя ему не симпатизировать, потому что его философия понятна, он старается жить как творец, а не как бизнесмен.
Он говорит о Голливуде, который сделали посмешищем проститутки, то есть, некоторые его представители, продажные насквозь. Он же из другого Голливуда, рабочего. Не согласиться невозможно, достаточно посмотреть его великие картины. Какие-то фильмы лучше, какие-то хуже, но везде за ними стоит большой режиссёр, не равнодушный делец, а истинный творец. Мне кажется, что Клинт Иствуд сумел это показать в своей драме «Белый охотник, чёрное сердце».
Я поняла из твоей рецензии, что фильм обязателен к просмотру для меня!
Любишь про Африку?
Люблю про Африку, про киношников и Клинта Иствуда!