Объяснение смысла фильма Аннигиляция 2018 года.

Аннигиляция — научно фантастический фильм от режиссера Алекса Гарленда, снявшего в свое время «Из машины» наделал много шуму, ведь жанр пользуется повышенным спросом и если фильм получается выше среднего уровня, если несет в себе скрытые смыслы, метафоры, аллегории, то это порождает много вопросов и жарких споров. От «фильм гениальный шедевр и вы ничего не понимаете», до «фильм полный бред, не имеет под собой никакой внятной основы, не говоря уже о научности». Давайте разбираться, что имел в виду режиссер и какие смыслы он заложил в Аннигиляцию.

В основе сюжета лежит одноименная книга Джеффа Вандермеера, однако она основательно переработана и это именно что «по мотивам» и «взята за основу». Гарленд сам расставил близкие ему акценты, прописал основные черты главной героини — так что числится в сценаристах наравне с автором оригинала — Вандермеером. После всех этих изменений продюсеры были сильно озабочены, что получилось слишком заумно — зритель не поймет! А так как студия всегда ориентирована на получение прибыли, то высокий возрастной рейтинг и тем более требования к IQ зрителя сильно сужают круг тех кто занесет денег в кассу, т.е. напрямую влияют на прибыль. Риск выхода фильма именно в таком виде, без разжёвывания смыслов для среднестатистичекого тинейджера, был очень велик, и фильм вышел таки во взрослом формате, поэтому многие сейчас ищут ответы на многочисленные вопросы после просмотра:

Итак, что такое мерцание (зона)?

Мерцание это аномальная территория подверженная заражению неизвестной субстанцией, после падения метеорита на маяк. Все внутри этой зоны мутировало и процесс этот продолжается. Особенно забавно выглядит болото все в ярчайших цветах, как будто под приходом кислоты.

Кусты растущие в виде людей поражают воображение. Мутировали и живые существа, крокодилы со вторым рядом зубов как у акул, медведи перенимающие последние эмоции своих жертв, появляются новые виды вроде оленей из которых растут цветы. Внутри этой зоны не работают привычные нам законы физики. Там преломляются световые, звуковые, радио волны, как объясняет свою теорию физик, одна из участниц экспедиции к маяку. Но и природа мутаций это преломление клеток организмов. Т.е. инопланетный вид, который занимается тем, что играет с клетками как андроид Дэвид в Прометее, конструируя свое представление о правильном организме, новом измененном, скомбинированном виде существ. Зона эта постоянно увеличивается и раздвигает границы захватывая все новые территории.

Что же мерцание (зона) означает?

Каково метафизическое значение этого мерцания? У нас есть две версии, одна из них проходит сквозь фильм Аннигиляция красной нитью — это рак.

Рак.

Главная героиня биолог, она преподает раковые опухоли для студентов, читает им курс. Затем, оказавшись в зоне, она сразу проводит параллели с раковой опухолью, увидев сумасшедшее разнообразие цветов, растущих на одной ветке. Ну, и заболевание раком у руководителя операцией психолога доктора Вентресс, которое она хочет излечить достигнув маяка. Если вам этого мало, то поведение самой зоны — расширение ее границ, то что происходит внутри самой зоны, видоизменение привычной материи, все это наводит на мысль о ней, как огромной раковой опухоли, захватывающей здоровый организм. Вишенкой на торте будет если вы вспомните как себя ведут клоны, они вначале полностью копируют человека, а затем происходит аннигиляция человека, опять аналогия с раковой клеткой. Все эти группы исследователей, которые посылались безвозвратно в зону можно назвать разными диагностическими методами и попытками воздействовать на раковую опухоль у больного лежащего в стационаре. Химиотерапия, хирургическое вмешательство, как вам будет угодно.  Однако, это то до чего додумались многие, есть и вторая версия, более глубокая, до которой мы сейчас и докопаемся.

Саморазрушение.

Теория саморазрушения заложенная в каждом человеке так же высказывается персонажем доктором Вентресс. Это может быть алкоголь, наркотики, может быть навязчивая идея, может быть ревность, может быть измена, может быть чувство вины, паранойи, злобы и т.д. То есть это может быть как разрушение на физическом уровне, так и на психо эмоциональном, что порой вытекает одно из другого и очень тесно переплетается. Не даром последняя группа, отправляется в зону, состоящая из женщин с разными формами саморазрушения: физик Жози Радек — у нее попытки суицида, она скрывает руки со следами вскрытых вен. Касс Шеппард полностью раздавлена потерей своей дочери. Сама главная героиня Лина, отправляется туда только из-за жуткого чувства вины из-за своей измены мужу о которой он узнал. Доктор Вентресс, как уже было сказано — больна раком и только об этом и думает. Аня Торенсен подвержена приступом фобий и даже шизофрении. В общем, все как на подбор. Сама же зона зеркально отражает их состояние для каждого, как бы давая то, к чему они стремятся находясь в этих своих саморазрушающих состояниях. Это отражение проявляется так же и во флешбэках, которые настигают Лину сразу после того, как она перешагивает границу мерцания. Это тот флешбек где она изменяет мужу с коллегой по работе. А так же дом, в котором группа вновь встречается с медведем — это именно ее дом. Напоминает разумный океан из Соляриса, экранизации гениальной фантастики Станислава Лема.

Что же произошло в маяке?

После того, как Лина узнает, что человек, вернувшийся из зоны это не ее муж, она спускается в подземную каверну, где и происходит безумная сцена с доктором Вентресс, которая позволяет этой инопланетной форме, преломлению трансформировать ее тело в нечто завораживающее и притягивающее Лину. Капля крови приводит к появлению новой формы в виде заготовки человека, которая начинает отражать все движения Лины. Это метафора — отражение внутренней борьбы Лины после произошедшей измены. Только перешагнув через себя, уничтожив эту новую версию себя, в огне от фосфорной гранаты, Лина смогла освободиться и выйти из зоны.

Является ли Лина клоном?

Вроде бы нам показывают, что именно доппельгангер Лины погибает внутри каверны под маяком, сжигая все до основания. Но мы так же помним и финальный кадр, когда показывают глаза Лины подернутые светящейся пленкой. Да если еще вспомнить эту борьбу с доппельгангером, то там есть момент, когда она полностью отключается и в этот момент может быть произведена подмена. Так же у нее на руке появляется татуировка уроборос, которой не было до ее похода.

Почему мерцание в конце сгорело?

Есть еще версия почему мерцание принявшее форму Лины в конце сгорело, так и не выбросив фосфорную гранату. Поскольку природа ядра мерцания заключалась в изменении формы и на ранней стадии изменения копировании исходной формы, то когда началась химическая реакция горения, она просто скопировала ее в себя, что привело к распространению этой реакции на все мерцание.

А что вы думаете о смыслах фильма Аннигиляция? Какой посыл зашифрован для зрителя? Со всеми ли версиями изложенными в статье вы согласны? Пишите в комментариях, давайте обсудим!

Как вам пост? Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (10 оценок, в среднем: 3,40 из 4)
Загрузка...

7 комментариев to Объяснение смысла фильма Аннигиляция 2018 года.

  1. Юли4ка:

    Круто. Спасибо.

  2. Очень интересные обьяснения многогранного смысла картины.
    В одном эпизоде главной героине задают вопрос о том, почему она единственная вернулась…
    Она ответила.., потому что в отличие от всех.. Я хотела вернуться.
    Любовь. Может ли измена быть результатом любви? Непонимание.. Сравнение. Да.
    Понимание только все же после утраты.., но все же Вера.
    Да.., логичней с этой стороны будет, если Лина тоже изменилась подобно мужу своему.
    Теперь они одни такие. Теперь они единое Целое. Любовь спасет Мир.

  3. Татьяна:

    Ребята, давайте жить дружно со своей родной психикой. Существует не очень известное направление — Медицинская эстетика, изучающая влияние искусства на здоровье. Разбираться в патологических проявлениях психики крайне опасно, т.к. здоровым является только реалистическое искусство, которым в этом фильме и не пахнет. Для того, чтобы понять поведение героев, надо принимать их патологию, о которой упоминалось в разборе, т.е., становиться ими на время попытки понять. Но описание идёт разного типа патологий, а не нормы. Поэтому растерянному слушателю и зрителю надо примерять на себя каждую из этих патологий, как кожу, которая прирастёт к личику или не прирастёт, в зависимости от того, какой из этих патологий у этого человека с уже повреждённой психикой больше. Вместо того, чтобы за камертон принимать норму, здесь камертонами становятся разные виды патологии, и это глубокое заблуждение. На нём построены большинство западных видов диагностики, когда человек, прошедший серию тестов, узнаёт какова степень параноидности, шизоидности и т.д. ему свойственны. Поэтому можно лечиться у спецов всю жизнь. Другой путь разработан в Интегральной социальной педагогике, восприятие человека с точки зрения адекватности его поведения в ситуации любой сложности. Далее в чужие для вас дебри забирать не буду. Но этот фильм далёк от нормы, и на уровне «гениальности» режиссёра и других участников «банкета» сделает зрителей ещё более неадекватными в реальной жизни, уводя от действительности. Если же это пособие по психиатрии, тогда не дело показывать его неподготовленным профессионально зрителям.

    • Татьяна, а вот представьте, мы это просто сейчас разбираем, а каково это актерам, которые должны вжиться максимально в роль, с своего персонажа, стать идентичным с характером прописанным в сценарии и требующимся режиссеру? Вот у кого крыша должна ехать тихо шифером шурша. А ведь Натали, буквально накануне съемок в Аннигиляции еще и стала матерью. Тут еще и гормональный фон какой и психика …
      Насчет примерять все это — еще один пример. Компьютерные игры — вот где вживление и примерка образа персонажа из игры на себя идет гораздо более масштабнее и глубже. Ни в какое сравнение подобное вживление не идет с просмотром фильма, оно на порядки сильнее.
      Почему-то нельзя сказать, что игроки бегут в магазины за бензопилами и спешат делать из прохожих фарш. Все не так примитивно, как нам пытаются преподнести.

  4. Василий:

    Короче, вот какая идея:
    Мало, кто обратил внимание, но данная гражданка отсутствовала с момента ухода в Зону ниразу не 5-6 дней. Ей задали вопрос, что кушала. А люди вошли в зону, видимо, незадолго до её обнаружения и допроса.То есть, получается, отсутствовала она возможно месяцы, но развязка в маяке случилась за пару дней до до допроса.
    Получается, что большая часть прошедшего в фильме времени прошла между тем моментом, когда она вошла в зону, и когда пришла в себя в палатке в первое утро. Нифига там не три дня прошло, как они думали по итогу подсчета продуктов.
    А ведь обратите внимание, у неё даже прическа не испортилась, и оружие, снаряжение, припасы — всё было в хорошем состоянии.
    Кроме того, она упоминало о неком ЭХЕ в зоне.
    Кроме того, обратите внимание на кости перед маяком — они нормального вида. И кто-то их красиво разложил. А всех героев-людей(или не людей?) в фильме крючат мутации, да как крючат! Вплоть до полного изменения.
    Ах, да, и ещё — законы естественного отбора в Зоне не действуют совсем. Медвед всех убивает, но никого не ест. Трупоедов тоже никаких нет(ИМХО, потому что почти нет трупов), растения все зелены, как в мае, но сразу же, как пришелец сгорел, жухнут и желтеют(добро пожаловать в реальный мир, щлющки!). Я молчу про мутации — чтоб кишечник вот так зашевелился, нужно же всё перестроить, нужно же очень много энергии, очень много скушать. Похоже, метеорит является мощным источником энергии, за счет которого весь этот «праздник жизни». Солнечной энергией так не наешься.
    Короче, мораль:
    С того момента, как главная героиня вошла в мерцание, её путь на этом и обрывается. Непонятно, что с ней случилось, скорее всего погибла.
    Её муж, тот, который с гранатой, тоже не настоящий. А вот настоящий — это ИМХО, один из скелетов возле маяка, вместе со своей группой.
    Баба, которая очнулась в палатке с утра — это ЭХО, копия, появившаяся спустя, допустим, пару месяцев после того, как погибли оригиналы. Пришелец же копирует не только живую материю — в случае людей он зачем-то копирует одежду, как мы видим, и, видимо, другое приложенное имущество.
    Обратите внимание — главная героиня после копирования выглядит точь-в точь, как она сама в тот момент, вплоть до подтеков крови. Но её муж — в чистеньком мультикаме , выбрит, причесан — его, как будто, скопировали в момент именно входа в зону.
    Итак, человек в зоне, видимо, не мутирует, как и любой другой настоящий организм. Обратите внимание ещё раз на скелеты.
    А вот порождения Зоны, в том числе и эхо, копии людей, во-первых мутируют очень мощно, а во-вторых(любая копия же — лишь приближение к оригиналу) обладают некой придурковатостью. Паталогии, неадекватность берут верх над нормальным адекватным поведением, потому что вместо полноценной психики у них там непонятно что.
    Потому что ведь то, что вместо снов у главной героини флешбеки о том, какая она шлюха и предательница (а она такая и есть!), говорит о том, что у неё нет нормального подсознания, которое и создает сны. Вместо подсознания у копии ВОТ ЭТО.
    Но эхо, отголоски реальных экспедиций, возникают, то и дело в зоне, и стремно, неадекватно, неразумно и мутируя пытаются повторить и довести до ума прерванный путь оригиналов. Как круги на воде.
    Что свидетельствует о такой версии? Ну, например, то, что у всех в зоне одни и те же татухи — не только татуха уробороса, на это многие обратили внимание. Они у ВСЕХ там блин или почти у всех. Уроборос — это как раз ИМХО некий штамп детей Зоны.
    Но и то, что у трупа в бассейне татуха не плече как у мужа главной героини. А брюхо то вспарывали не мужу.
    Ну так вот в какой-то момент из-за вот этого ходящего эха зона выключилась, и вся халява для мутантов накрылась.
    В силу каких-то особых душевных качеств(воли к жизни, а точнее к возвращению к своей неверной жене) одна особо упорная копия добралась таки до маяка, и там по какой-то причине встретилась со свежей копией, выбритой, с прической, в новенькой форме. О чем-то поболтав за кадром, они, видимо, придумали хитрый план, в ходе которого уже изношенная мутировавшая копия самоуничтожилась, оставив послание для других Кейнов, кто сюда доберется, а свежая, ещё годная для жизни, начала выполнять главную, давлеющую над ущербным сознанием, задачу — возвращением к своей бабе.
    В силу неких сходных качеств копия Портман (или одна из копий?) тоже проделала путь до конца, и устроила там погром с пожаром.
    После прекращения мерцания копии, видимо, прекратили мутировать — и замедленная в силу далекости от мерцания копия мужа, и копия жены.
    Мутирую они достаточно сильно, они не смогли бы дальше жить и сдохли бы, как другие порождения Зоны, но они были слишком близки ещё к жизнеспособным оригиналам для того, чтобы сдохнуть.
    А теперь почему это плохой фильм:
    Создатели фильма не врубаются, как работают военизированные и научные структуры. А я работаю в НИИ и знаю.
    Ничего подобного тому, что вытворяла руководитель Южного Предела, никто бы для исследования/уничтожения зоны не делал бы. Действовали бы другие люди и совсем другими методами. Пошагово, осторожно, с большим количеством анализа и бюрократии. И препарировали, конечно, в итоге бы эту «Зону» и самого пришельца. Да и не поставили бы достаточно молодую психологиню руководить таким мероприятием. Ни в силу возраста, ни в силу профессии.

    • Спасибо за комментарий. Весьма глубокомысленно и под необычным углом! Во многом признаю справедливость ваших доводов и думаю, что это более чем рабочая версия, но я увидел в ней несколько слабых мест:
      «О чем-то поболтав за кадром, они, видимо, придумали хитрый план, в ходе которого уже изношенная мутировавшая копия самоуничтожилась, оставив послание для других Кейнов, кто сюда доберется, а свежая, ещё годная для жизни, начала выполнять главную, давлеющую над ущербным сознанием, задачу — возвращением к своей бабе.»
      Насколько эти копии способны создавать нечто новое, то что еще не было в сознании оригинала? Насколько эти копии автономны. На ум сразу приходит несколько сравнений — например Обливион, клон Джека или Луна 2112. Даже Солярис, когда Океан воссоздает жену главному герою. По-сути, клоны, считающие себя оригиналами во всех этих фильмах действуют вполне автономно и полноценно. Точь-в-точь человек, подверженный провалам в памяти. Все они были способны выйти за рамки изначальных установок, первоначального опыта, мыслей, чувств оригинала. Но тут вы делаете акцент на ущербное сознание и выполнении главной задачи.
      Так же весьма интересный вопрос — является ли клон пришельцем? Или это просто его творение? Как вы считаете?
      По поводу как оно было бы на самом деле, я написал первую рецензию по горячим следам http://yaokino.ru/annigilaciya-review
      Потом переосмыслил, сделал акцент на смысле фильма и написал уже вот этот пост, но претензии остались :)

      • Василий:

        Создавать нечто новое они, несомненно способны — из Зоны выбралось 0 людей, и 2 копии.
        Впечатляющий результат.
        Об ущербности их сознания я говорю потому, что осуществляя, по-сути, войсковую операцию, сопоставимую с разведкой тылов противника, они ведут себя, как герои реалити шоу на ТНТ. Устраивают разборки, появляется антилидер, неформальный лидер и прочая томуподобная херня. Подчиненные пытаются класть на приказы командира. Командир говорит, что пойдет сама и на подчиненных ей насрать. Бабы в момент атаки медведем дружно кидаются в высокую траву вместо того, чтобы оставаться на вышке, где они почти неуязвимы для зверья (надо просто держать лестницу и всё).
        Мужики-спецназовцы снимают шокирующее видео и не сопровождают его вообще никакими комментариями. Кто они? Какой день экспедиции, спустя сколько дней и километров их начало плющить? Они ничего не ДОКЛАДЫВАЮТ, как будто заинтриговать хотят, и только.
        Далее о том, что мы видели в конце.
        Баба говорит, что это был пришелец, но она либо что-то недоговаривает, либо сама не понимает. Она говорит, что пришелец только повторял её движения и возможно вообще не знал, что не один. Это не так — когда она пыталась съездить существу по голове камерой, оно ловко увернулось и съездило в ответ, то сеть ситуативно отреагировало на её действия.
        Кроме того, пришелец проехал на своём метеорите плотные слои атмосферы. Там температура выше, чем у вулканической лавы. С чего бы фосфорной гранате быть такой опасной для него?
        Я думаю, то, что показали в конце — это был коллапс системы и её ядра в виде пришельца, вызванный обратной связью.
        Всё в зоне явно распространяется от центра к периферии — чем ближе к центру, тем активнее мутации и буйство бреда. Значит есть некие волны, расходящиеся от маяка «кругами» и слабнущие по мере приближения к защитной границе зоны. Постепенно волны усиливаются и границу становится можно отодвинуть.
        При этом рассмотрим сам центр системы — там нет следов жизнедеятельности детей зоны и он меняется мало — год назад, когда там был муж главной героини, там всё выглядело также, только трупа обожженного не было.
        То есть движение от центра к периферии есть, а движения от периферии к центру нет.
        Нет того, что в теории систем называется обратной связью, то есть некой передачи выходного сигнала системы на вход.
        Если правильным образом подать выход системы на вход, система будет стабильной, устойчивой. Большинство систем, создаваемых как человеком, так и живой природой, таковы. А если подать неправильно, то система начнет коллапсировать, чем дальше, тем больше.
        Вот в случае пришельца, котрый действовал явно не по земным законам, подача выходного сигнала(порождений зоны) на вход (маяк) и начинает вызывать коллапс. Сначала слабый — сначала одно из порождений зоны бежит за периметр(а они ведь никогда не выходили за периметр, первым и единственным был муж главной героини), потом когда обратная связь замыкается второй (руководитель экспедиции) и третий (главная героиня) раз, система сходит с ума и самоуничтожается. Теряет устойчиовсть.
        А уж как именно это происходит, это вопрос десятый, но, видимо, ядру системы передается часть мотивации людей. Любовь к погибшему мужу, зовущая пойти за ним, желание прорватья к жене и мрачное безумие больной раком руководительницы экспедиции.
        В целом, я думаю, копия — не пришелец. Такую же заготовку видел муж главной героини. И заготовка отделилась от пришельца и зоны и стала жить самостоятельно. Только вот копия мужа соответствовала запросам мужа — она была свежая, целая, готовая к побегу. А копия жены соответствовала запросам жены — она была раздолбанная, мутирующая, смущенная, годная для уничтожения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *