Нолановский Бэтмен, как он начинался

[youtube id=»g8evyE9TuYk»]
.
В 2005-м году достаточно незаметно прошла премьера фильма Batman begins. Незаметно, потому что более идиотского персонажа, чем Бэтмен, в американской комиксологии на тот момент не существовало. Все фильмы про Бэтмена были чистой воды клоунадой, причем глупой и бездарной. И смотреть на очередное кривляние разукрашенных идиотов ни у кого желания не было (ну, кроме как в Америке). Хотя, к производству этой говноэпопеи Голливуд неизменно привлекал звезд крупнейшего калибра: Джэка Николсона, Ким Бейсингер, Джорджа Клуни, Николь Кидман и даже Арнольда Шварценнегера.
.
Бэтмен навсегда
Томми Ли Джонс и Джим Керри изображают фриков в «Бэтмен навсегда», 1995 год.
.
В кинотеатре я Batman begins, как и большинство народа, не смотрел, ознакомился с ним лишь в 2006-м. Захотелось еще раз попытаться понять тонкую американскую душу: чего они нашли такого в этом Бэтмене?
Начавши же просмотр неожиданно обнаружил не очередное шоу размалеванных кретинов в психоделических декорациях, а вполне себе вменяемый видеоряд. Сюжет перелопатили фундаментально, а уж сблизили с реальностью настолько добросовестно, что даже костюм летучей мыши не вызвал отторжения.
.
Более того.. Смотрю я и вижу, что фильм-то просто бомба в содержательном плане. Там не только сюжет вменяем, там еще и куча философских отсылов, и вскрытие множества злободневных тем, и неоскудевающее количество тонких и остроумных аллегорий. Энергетика отдельных фраз (типа, «зачем люди падают — чтобы научиться вставать» и «пожив среди воров я растерял привычные представления о добре и зле«) бьет вольтажем давно забытого «Гладиатора» («все, что мы делаем сейчас, отзовется эхом в вечности«, «смерть улыбнется каждому из нас, мы можем лишь улыбнуться ей в ответ«). Сцена битвы на мечах на ледяном озере поражает своей зрелищностью и одновременной технической незамысловатостью: такая эмоциональная мощь при полном отсутствии уже набивших оскомину вычурных компьютерных спецэффектов.
.
Бэтмен, начало
Кристиан Бэил и Лайам Нисон показывают молодецкую удаль на тибетском высокогорном озере.
.
Короче, фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Жаль было одного: что народ не оценит его по достоинству, и, в отличие от «Гладиатора», шедевр канет в лету безвестности. Дело в том, что в те годы максимальные сборы почему-то показывали слабоумные поделки типа «Трансформеров» и «Человека-паука». Хых. Не, детям до восьми «Трансформеров» смотреть можно. «Человек-паук», пожалуй, сгодится и для 15-летних… Но ходить на это убожество в кинотеатры в 20-30-40 и писать еще потом восторженные отзывы на киноблогах.. — извините, это надо иметь серьезное отставание в интеллектуальном развитии.
Вы уж если и продолжаете тащиться в 40 лет от моделек паровозиков, то делайте это по-взрослому.
.
Ну, и мне тогда казалось, что раз крупнейшие кассы собирают откровенно слабоумные фильмы, значит и большинство кинолюбителей — того, интеллектом не отягощены. Что, как бы, отнюдь не радовало. Ибо это означало, что хорошее «умное» кино обречено навсегда нести на себе уродливую печать малобюджетного проекта. Тогда как все спецэффекты будут доставаться примитивным, но гарантированно окупаемым пустышкам типа «Армагеддона»..
.
Особенно остро тотальное наступление эры блокбастеров-пустышек ощущалось тогда после финансового провала великолепного джексоновского «Кинг-Конга». Казалось, после этого производство качественных больших фильмов будет прикрыто еще на десяток лет.
.
А в 2008-м, значит, вышел The Dark Knight — продолжение Batman begins. Я был уверен, что жду его выхода в полном одиночестве. Какого же было мое удивление, когда Дарк Найт в первые выходные собрал 200 миллионов долларов на территории только США. Я такой цифры отродясь в таблоидах не видел. Самые удачные фильмы набирали тогда от силы 60 лямов за выходные. Подумал, что это опечатка.
Кстати, вообще никто этого не ожидал. Ни один долбаный говнокинокритик.
.
Это сейчас про Темного рыцаря трубят все, кому не лень. А тогда, перед выходом фильма, был полный молчок. Народ проголосовал долларом за шедевр в абсолютной тишине «знатоков» кинобизнеса.
.
Оно и понятно: получив на раздаче заранее проигрышную карту в виде уродца в мамином трико и маске летучей мыши,  Кристофер Нолан вышел далеко за рамки привычной игры, когда из его рукава показался фул-хауз во главе с золоченым принцем Готтема на ламборджини. Ведь до него режиссеры умудрялись хоронить в своих ремейках даже самые перспективные проекты (что особенно ярко проиллюстрировал умелец МакДжи, окончательно убив в 2009-м году казалось бы неубиваемого Терминатора).
everyone-was-also-furious-with-the-initial-casting-of-heath-ledger-as-the-joker
.
Хит Лэджер в своей лучшей и последней завершенной до конца роли Джокера.
.
Кристофер Нолан произвел настоящую революцию в мире блокбастеров, в первую очередь, супергеройских.
Когда «Темный рыцарь» поставил рекорд в 1 миллиард долларов, неожиданно стало ясно, что в мире кинолюбителей существует огромная секвестрированная масса вменяемых людей трудоспособного возраста, ничем себя не проявляющая при выходе в свет тупорылых «Трансформеров«, но обнаруживающая свое присутствие в те редкие моменты, когда на экранах появляется действительно что-то достойное.
Возможно, это даже отражает устройство Вселенной в целом: по последним сводкам она на 95% состоит из темной материи и энергии, которые мы не видим и никак не ощущаем, довольствуясь лишь 5% обозреваемого вещества.
.
Потом, конечно, со своей стороны еще выступил и дедушка Кэмерон c «Аватаром«, окончательно абсолютизировав начавшуюся эру «умных» блокбастеров.
Ведь чем хорош «умный» блокбастер? Тем, что его пойдут смотреть и поклонники Майкла Бэя, у которых ценность фильма определяется исключительно количеством взрывов и погонь, и любители кина «на подумать». Такое кино заинтересует и детей (несмотря на то, что они ничего толком там не поймут) и взрослых. Ситуация в чем-то сходная с коммерчески успешными мультфильмами, идущими сейчас стройными рядами по проторенной дорожке «Шрека».
При чем превосходство «умных» блокбастеров было известно давно. Именно в «интеллектуальности» заключался коммерческий успех «Терминатора 2» и прочих замшелых хитов давно минувших дней.
(Любители «Трансформеров», кстати, интерпретировали успех «Аватара» вполне предсказуемо: сюжетец-то, дескать, слабоват, а вот спецэффекты — это да).
.
Считаю, что именно благодаря Нолану продюсеры от кино быстро осознали, что вездесущих детей, под которых раньше делали не только «Трансформеров» и «Человека паука«, но и «Халка», и «Удивительную четверку», и прочее-прочее, в общем-то не так уж и много. Взрослых-то гораздо больше. Просто завлечь их в кинотеатр не так просто и аттракцион типа «карусель» в этом не поможет. Требуется нечто посолиднее.
.
И пошло-поехало..
В 2009-м году на экраны вышел фильм «Хранители» Зака Снайдера, который хоть и провалился в прокате, отчаянно пытался оседлать конек нолановского реализма. Уверен, что именно успеху «Темного рыцаря» обязан своим появлением и переработанный в этом году под взрослую аудиторию «Новый человек-паук». Да что уж говорить, зажигательная шутиха в мире кинокомиксов — «Пипец» — также является последышем установленных Ноланом стандартов.
.
Конечно, не единым Ноланом мы живы. Трудно заподозрить Нила Блокампа и Питера Джексона в том, что они обращали на Нолана хоть малейшее внимание, когда создавали «Район №9«, которым в свою очередь поставили новую веху в постановке террано-инопланетянских сценариев.
Однако что я хочу сказать. Что кино (важнейшее для нас из искусств) должно быть, как и человек, прекрасно во всем. И во взрывах и в спецэффектах, в музыкальном сопровождении, которое по качеству сейчас уже давно не уступает произведениям Бородина и Чайковского, и в «умных» сценариях, подготовленных талантливыми специально-обученными литераторами.
.

Вместо концовки:

Кстати, с моей точки зрения, новые фильмы о Бэтмене, очень хорошо ложатся на неспокойные политические события, происходящие сейчас не только в Америке, но и в России. Как именно — пусть каждый решает для себя сам.
Но в третьей и заключительной части, судя по роликам, нам покажут «мирные» демонстрации, переходящие в погромы, организованные не иначе как недовольным либеральным меньшинством. Съемки побоищ проходили не где-нибудь, а на Уолл Стрит, очень символично.
Будем смотреть.
.
Уолл Стрит
«Шторм надвигается, мистер Уэйн… и когда он придет, вы будете удивлены, как вы могли иметь так много и делиться таким малым с нами.» (c) The Dark Knight rises.
Читайте похожие материалы:

 


Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

13 комментариев to Нолановский Бэтмен, как он начинался

  1. Поздравляю с почином! Получилось бодрячково, только вот восторгов по первому дарк найту я не разделяю. Первая половина фильма (первый час) жуткая муть и тугомятина, только силой воли удержался не выключить фильм.
    Потом что то вроде начинает раскочегариваться. Отлично сделан чувак, который глюки на народ насылал, просто зачетно и пугающе (я только тогда растормашился).

    Да и на Бетмента, которого сыграл Майкл Киттон ты зря гонишь. Великолепный пингвин (Денни де Витто), шикарная женщина кошка — Мишель Пфайфер.
    Вот те два фильма с голубками Бетменом и Робином, где Шварц всех морозил — это УГ. Но там и Тим Бертон свалил с режиссерского кресла и Майкл Киттон резиновый костюм покинул.

  2. Tim:

    Хых. Наверное, мы на разное смотрим. Меня как раз таки первый час пропер ))
    Я поэтому так категорично отписался — наболевшее. )

    А все, что было до — лично я переваривать не мог. Хотя Пфайфер и клевая тетка.

    Из злодеев в «Бэтмен: начало» меня больше всего Фальконе порадовал. Натуральный Березовский, имхо. )

    В общем, эта тема очень спорная.. хых )) Я в курсе, что у предыдущих Бэтменов есть свои поклонники )

    • Я смотрел первого дарк кнайта после второго, возможно от этого и ожидания были соответствующие.
      Но как бы то ни было, начало у фильма наивное — в замшелой тюрьме его находит могущественное сообщество, которое устанавливает баланс в мире.
      Не слишком ли пафосно?!
      Затем они его тренируют несколько лет превращая в супер пупер ниндзю (хотя если уж на то пошло, ниндзей этих тренили с рождения, приучая группироваться, когда люльку с ребенком стукали об стену).
      А тут стало быть мистер Уэйн не только лет с 20 только начал вообще спортом заниматься, но и за несколько лет перегнал всех тренирующих его ниндзя. Ладно, это не так принципиально, поехали дальше.
      Как это крутое сообщество (которое свергало правительства и уничтожала государства), могло тренить чувака, который против того, чем они занимаются? Иными словами они тренили своего врага. Это что за бред?! Нафига это это надо было? Чтобы жизнь малиной не казалась?

      Все эти сюжетные натяжки выдающиеся за глубокомыслие меня и раздражали, пока все эти вумности не заменили на мочилово.
      ЗЫ ты Начало смотрел Нолана? Интересно твое мнение :) там гораздо более претенциозней фильм, с «глубочайшими» мыслями :))

  3. Tim:

    Поэтому почин провокационный получился )

    • Провокация слишком поверхностная потому не могущая серьезно задеть любителей Бетмана.
      Ты свалил все фильмы о Бетмане в кучу и объявил это «клоунадой, причем глупой и бездарной.» Звучит очень голословно и бездоказательно.
      А ты в курсе сколько вообще экранизаций похождений Бетмана было?
      А сколько из них ты видел?

  4. Tim:

    хы-хы.. ну, если слишком поверхностная — тогда я доволен ) Главное, чтобы не говорили, что я назвал всех земляными червяками )) Хотя те, кто смотрят Трансформеров — точно земляные червяки! ))

    Я предыдущие экранизации видел, признаюсь, в отрочестве. И, возможно, я их тогда не понял в силу тупости. Такое со мной тоже бывает.
    Но все-равно сильно сомневаюсь, что они мне понравятся сейчас.

    На мой взгляд — в предыдущих сериях было тупое меряние письками между героями, ибо иначе мотивы их поступков объяснить невозможно.

    Мне всегда было любопытно понять.. А зачем они все это делают. Что ими движет?

    В фильмах никакой предыстории: вот ряженные дебилы, и они мочатся друг с другом. Один патологически любит делать гадости, другой патологически любит делать хорошести.

    Это, осмелюсь заметить, детский сад. Людьми движут какие-то выстраданные идеи. В которые они верят.
    А не желание делать «добро» или «зло».

    Добро и зло — примитивные ярлыки для детей, пока у них свои мозги не отросли. При чем совсем детей — лет до 10.
    Именно поэтому сюжеты а-ля «Я — Мегатрон, спасу вас, человечишки от злых десептиконов» в фильмах, предназначенных для 15-тилетник кажутся, блин, дикостью.

    Кто ты такой, Мегатрон? Нафига тебе эти людишки? Что ты тут забыл, ешкин кот? Нахрена тебе трансформироваться в грузовик?

    Нолан впервые обратил внимание на раскрытие внутренних мотивов героев. И так как ранее никто на это внимание не обращал, он их взял и выдумал сам.

    И эти мотивы реальны и мне, как человеку, понятны. Теперь за противостоянием героев действительно стало интересно наблюдать, потому что за каждым из них стоит своя правда.

    Заметь, в нолановской вселенной начисто отсутствуют олигофренические понятия о «добре» и «зле». У каждого своя правда, как в реальной жизни.

    • Да оставь ты в покое Трансформеров, это аттракцион, не претендующий ни на что большее. Ведь есть же фильмы для детей, чего их сравнивать с фильмами для взрослой аудитории?!
      Я вот сходил на Трансоф, как на американских горках прокатился, мыслей никаких кроме вау — острые ощущения от взрывчиков и бахалок. Это называется действие ради действия.
      Про Бетмента давай обсудим! А то ты походу мой коммент выше вообще пропустил мимо. :)

  5. Tim:

    вот блин. ты щас меня еще заставишь пересматривать человека-пингвина. )

    • Ну не хочешь Бетмана обсуждать ответь хоть на вопрос про «Начало» )
      А то провокации писать — это одно, а отвечать за них кто будет? :))

  6. Tim:

    А что про Начало? Прикольный фильм. Музыкальную тему оттуда теперь везде копипастят.

  7. Tim:

    Я, если хочешь, могу рецензию на Проклятый остров с ДиКаприо написать.. С психиатрической точки зрения — атасный фильмец )

    А Начало — оно как бы неправдоподобное с точки зрения психиатра — мозг так не работает. Но если не обращать на это внимание — очень крутой фильм, да. Мне понравилось.

    Главное отличие от Бэтмена, что это фильм «штутчного производства». Там не снимешь продолжения.

    • Конечно, будет круто!
      Ну а про начало будет круто если кто-то мне растолкует глубокий смысл этого фильма…
      Если хочешь знать мое мнение о Начале, то оно вот по этой ссылке http://yaokino.ru/nachalo

  8. Tim:

    Таки я пересмотрел Бэтмена 1989 года с Китоном и Бейсингер.
    В общем, не так жутко, как мне казалось в детстве.
    А ради Бейсингер можно досмотреть даже до конца )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *