Рецензия на фильм Любовь к трём апельсинам 1970

1970 год-«Любовь к трём апельсинам» (СССР,Болгария) -это двухсерийный музыкальный фильм по сказочной пьесе-фьябе венецианского драматурга Карло Гоцци, написанной им в 1761 году специально для труппы великого актёра-импровизатора Антонио Сакки. Вся пьеса была почти что целиком импровизационной,что неустанно подчеркивается в фильме 1970 года,снятом режиссёрами Виктором Титовым и Юрием Богатыренко.

Борис Амарантов играет в ней принца Тартальо. Принц, по ходу действия, страдает ипохондрией и , по сути, является этаким «двойником» известной по русским народным сказкам царевны Несмеяны. Принц у Амарантова получился каким-то безыскусным,»простонародным». Очень образно, великолепно показана борьба врачей, пытающихся вылечить принца, со смертью. Смерти сказано:

«Иди и ужасай!»

И, ей-богу, она это и делает!

Причём, совершенно неважно, что Смерть и богиня Фата Моргана здесь- это одно и то же… Как-то наглядно актёрам удалось продемонстрировать, что если человек не борется сам, не помогает врачам, то Смерть может и победить. Слуга Труффальдино по приказу короля должен развеселить принца и устраивает бал-маскарад. Но у Фата Морганы договор с племянницей короля Клариче, её любовником и по совместительству, Первым Советником короля, Леандром, о том, что богиня поможет уничтожить самого короля и его наследника, чтобы Клариче стала королевой. Поэтому Фата Моргана лично является на праздник в облике страшной старухи и принц не может сбросить чары смерти и рассмеяться. Труффальдино вступает в шуточную схватку с мешающей веселью старухой и Фата Моргана терпит поражение, Принц начинает над ней смеяться  Труффальдино почти победил смерть. И тогда Фата Моргана предстает во всей своей силе и красе, и накладывает на принца новое страшное заклятье. Принц будет одержим одним, мыслью, что его счастье заключено в трёх апельсинах .Принц бежит из королевского дворца в сопровождении верного Труффальдино и, не зная покоя ни днём, ни ночью, пускается на поиски трёх апельсинов.

И где ж, вы думаете,те апельсины? Да у злобной Кухарки,конечно…Очень колоритная личность. И снова принца выручает Труффальдино. Добрый маг дал ему красный бант,сказав,что этим бантиком можно подкупить злобную Кухарку. Что Труффальдино и делает. Радости принца нет предела,но,вот незадача,он готов узнать тайну полученных плодов не медля ни минуты! Но зрители-то знают,что маг предупреждал героев,что вскрывать апельсины можно только у воды,иначе то,что в них заключено,погибнет.

Автор-Маэстро, по просьбе зрителей, насылает на принца глубокий сон,однако, Труффальдино, соблазнившись сочной спелостью и свежестью плодов, берёт и вскрывает один. Тут же, словно бы из ниоткуда, ему является прекрасная девушка и просит пить. Тщетно она молит Труффальдино дать ей воды,рядом нет ни одного источника!

Тогда,в надежде напоить девушку влагой из другого апельсина, Труффальдино вскрывает и его,но…Вот чудеса!Точно так же,как и первая,появляется вторая девушка и тоже просит напоить её водой.Воды у Труффальдино конечно же,нет. Обе девушки умирают от жажды,а невежественный глупец и простак Труффальдино в ужасе сбегает. Тут просыпается принц,держа в руках один-единственный,последний апельсин,вокруг-мёртвые девушки, а Труффальдино сбежал. Он уже загубил,пусть и ненароком две жизни… И,что ж вы думаете, делает принц? А он спешит разломить последний апельсин! Из него,конечно,является прекрасная принцесса,точная копия предыдущих двух,и тоже начинает страдать от жажды. Ей не до признаний принца в любви,её нужна вода! Принцесса при смерти,принц мечется в отчаянии,не в силах отыскать воды в пустыне,а зрители рыдают,сочувствуя героям.Маэстро внезапно приходит в голову,что нужно вызвать дождь. И грянул гром,начался ливень! Под дождём принцесса-нимфа апельсинового деревца,естественно,ожила и тут же призналась принцу в любви.

 

После чего принц, как честный человек, предложил ей руку и сердце. Ну, и королевство в придачу.  Но странная девушка заявила,что нужно «разлукой проверить свои чувства» и велела ему идти к королю-отцу сначала одному, чтобы обрадовать его новостями о женитьбе на принцессе, явившейся практически в чём мать родила, да ещё и из апельсина. Стоило только принцу отлучиться, как вызванная злодейкой Смеральдиной Фата Моргана, превратила принцессу в мышь. В белую мышь. Принц прикатил к оставленной «на минуточку» невесте и,горя желанием познакомить её с отцом и со всей своей родней, вдруг обнаружил,что внешне оставшись прежней,внутренне принцесса из апельсина как-то подурнела. Характер у неё испортился.Но ,раз обещал, значит, женись!

Принц в горе,-принцессу подменили! На его счастье,вмешивается добрый маг, превращает белую мышь обратно в принцессу, а Труффальдино обличает Смеральдину и вскоре заговор Клариче, Первого Советника и Смеральдины оказывается раскрыт. Король отдаёт приказ казнить всех заговорщиков и тут же верёвка опутывает всех присутствующих на сцене придворных.Возникает впечатление,что все они тут «повязаны» и в центре скандала-Смеральдина, которая, смеясь, запутывает всех ещё больше.Влюблённые принц и принцесса ничего вогруг не замечают,они полностью поглощены друг другом и им и дела нет,что сказка, кажется, закончится-таки, казнью и смертью. Но Фата Моргана неожиданно вмешивается и спасает Клариче,советника и Смеральдину. Они сбегают.На сцене-кавардак ,маг бросается апельсинами в возникшую в финале Кухарку, апельсины взрываются как бомбы,Кухарка падает замертво. Уцелевшие придворные прославляют короля,принца и принцессу. Над троном поднимают плакат: Да здравствует король!!?»

После чего следуют бурные и продолжительные аплодисменты.Маэстро принимает цветы,он со скорбью во взоре взирает на публику и из глаз его текут слёзы  Трагическая нотка на фоне грандиозного успеха и всенародного признания.

В фильме использована музыка Сергея Прокофьева, вокальные номера исполняют болгарские певцы. Также в этой «трагикомической сказке для театра» снялись Владимир Басов, Наталья Седых, Светлана Орлова, Сергей Мартинсон, Ирина Печерникова, Борис Сичкин. Эта музыкальная картина получилась,надо сказать, неожиданно смелой для советских-то времён! Одна роль Кухарки, грозящей всему миру огромным половником и питающей любовь к красным бантам,чего стоит…

В конце же фильма и вовсе, над троном короля, только что приказавшего казнить выявленных при помощи Труффальдино «плохих» заговорщиков,поднимают плакат: «Да здравствует король!!?» Ну, два восклицательных знака, куда ни шло, но в конце-то этого лозунга знак стоит вопросительный… Вообще же, фильм снят в какой-то необычной манере. Мне, например, с первых же минут просмотра стало ясно, что верно утверждение,будто бы все актёры-немного безумцы,впавшие в детство. Одним словом,творческие личности. Борис Сичкин в одном из эпизодов преклоняет колени перед как бы автором и режиссёром пьесы, разыгрываемой актёрами,стоящими у истоков театра, и произносит:

» Маэстро,дайте роль!»

В этом словно бы средоточие всей жизни настоящего актёра. Персонаж Сичкина просит дать ему роль и как актёр готов сыграть хоть верблюда,хоть корову,хоть принцессу, хоть старую и злобную кухарку…

Вообще же , существует легенда,согласно которой Гоцци написал пьесу «Любовь к трём апельсинам», поспорив с Карло Гольдони (венецианский драматург, писавший пьесы для итальянского театра в Венеции, Париже и Лондоне, восхищался больше произведениями Мольера, свои собственные творения, принёсшие ему успех,мало его интересовали),что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет,добившись при этом колоссального успеха. Так и вышло.


Оцените, пожалуйста, статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *