Рецензия на фильм Любовь к трём апельсинам 1970

1970 год-“Любовь к трём апельсинам” (СССР,Болгария) -это двухсерийный музыкальный фильм по сказочной пьесе-фьябе венецианского драматурга Карло Гоцци, написанной им в 1761 году специально для труппы великого актёра-импровизатора Антонио Сакки. Вся пьеса была почти что целиком импровизационной,что неустанно подчеркивается в фильме 1970 года,снятом режиссёрами Виктором Титовым и Юрием Богатыренко.

Борис Амарантов играет в ней принца Тартальо. Принц, по ходу действия, страдает ипохондрией и , по сути, является этаким “двойником” известной по русским народным сказкам царевны Несмеяны. Принц у Амарантова получился каким-то безыскусным,”простонародным”. Очень образно, великолепно показана борьба врачей, пытающихся вылечить принца, со смертью. Смерти сказано:

“Иди и ужасай!”

И, ей-богу, она это и делает!

Причём, совершенно неважно, что Смерть и богиня Фата Моргана здесь- это одно и то же… Как-то наглядно актёрам удалось продемонстрировать, что если человек не борется сам, не помогает врачам, то Смерть может и победить. Слуга Труффальдино по приказу короля должен развеселить принца и устраивает бал-маскарад. Но у Фата Морганы договор с племянницей короля Клариче, её любовником и по совместительству, Первым Советником короля, Леандром, о том, что богиня поможет уничтожить самого короля и его наследника, чтобы Клариче стала королевой. Поэтому Фата Моргана лично является на праздник в облике страшной старухи и принц не может сбросить чары смерти и рассмеяться. Труффальдино вступает в шуточную схватку с мешающей веселью старухой и Фата Моргана терпит поражение, Принц начинает над ней смеяться  Труффальдино почти победил смерть. И тогда Фата Моргана предстает во всей своей силе и красе, и накладывает на принца новое страшное заклятье. Принц будет одержим одним, мыслью, что его счастье заключено в трёх апельсинах .Принц бежит из королевского дворца в сопровождении верного Труффальдино и, не зная покоя ни днём, ни ночью, пускается на поиски трёх апельсинов.

И где ж, вы думаете,те апельсины? Да у злобной Кухарки,конечно…Очень колоритная личность. И снова принца выручает Труффальдино. Добрый маг дал ему красный бант,сказав,что этим бантиком можно подкупить злобную Кухарку. Что Труффальдино и делает. Радости принца нет предела,но,вот незадача,он готов узнать тайну полученных плодов не медля ни минуты! Но зрители-то знают,что маг предупреждал героев,что вскрывать апельсины можно только у воды,иначе то,что в них заключено,погибнет.

Автор-Маэстро, по просьбе зрителей, насылает на принца глубокий сон,однако, Труффальдино, соблазнившись сочной спелостью и свежестью плодов, берёт и вскрывает один. Тут же, словно бы из ниоткуда, ему является прекрасная девушка и просит пить. Тщетно она молит Труффальдино дать ей воды,рядом нет ни одного источника!

Тогда,в надежде напоить девушку влагой из другого апельсина, Труффальдино вскрывает и его,но…Вот чудеса!Точно так же,как и первая,появляется вторая девушка и тоже просит напоить её водой.Воды у Труффальдино конечно же,нет. Обе девушки умирают от жажды,а невежественный глупец и простак Труффальдино в ужасе сбегает. Тут просыпается принц,держа в руках один-единственный,последний апельсин,вокруг-мёртвые девушки, а Труффальдино сбежал. Он уже загубил,пусть и ненароком две жизни… И,что ж вы думаете, делает принц? А он спешит разломить последний апельсин! Из него,конечно,является прекрасная принцесса,точная копия предыдущих двух,и тоже начинает страдать от жажды. Ей не до признаний принца в любви,её нужна вода! Принцесса при смерти,принц мечется в отчаянии,не в силах отыскать воды в пустыне,а зрители рыдают,сочувствуя героям.Маэстро внезапно приходит в голову,что нужно вызвать дождь. И грянул гром,начался ливень! Под дождём принцесса-нимфа апельсинового деревца,естественно,ожила и тут же призналась принцу в любви.

 

После чего принц, как честный человек, предложил ей руку и сердце. Ну, и королевство в придачу.  Но странная девушка заявила,что нужно “разлукой проверить свои чувства” и велела ему идти к королю-отцу сначала одному, чтобы обрадовать его новостями о женитьбе на принцессе, явившейся практически в чём мать родила, да ещё и из апельсина. Стоило только принцу отлучиться, как вызванная злодейкой Смеральдиной Фата Моргана, превратила принцессу в мышь. В белую мышь. Принц прикатил к оставленной “на минуточку” невесте и,горя желанием познакомить её с отцом и со всей своей родней, вдруг обнаружил,что внешне оставшись прежней,внутренне принцесса из апельсина как-то подурнела. Характер у неё испортился.Но ,раз обещал, значит, женись!

Принц в горе,-принцессу подменили! На его счастье,вмешивается добрый маг, превращает белую мышь обратно в принцессу, а Труффальдино обличает Смеральдину и вскоре заговор Клариче, Первого Советника и Смеральдины оказывается раскрыт. Король отдаёт приказ казнить всех заговорщиков и тут же верёвка опутывает всех присутствующих на сцене придворных.Возникает впечатление,что все они тут “повязаны” и в центре скандала-Смеральдина, которая, смеясь, запутывает всех ещё больше.Влюблённые принц и принцесса ничего вогруг не замечают,они полностью поглощены друг другом и им и дела нет,что сказка, кажется, закончится-таки, казнью и смертью. Но Фата Моргана неожиданно вмешивается и спасает Клариче,советника и Смеральдину. Они сбегают.На сцене-кавардак ,маг бросается апельсинами в возникшую в финале Кухарку, апельсины взрываются как бомбы,Кухарка падает замертво. Уцелевшие придворные прославляют короля,принца и принцессу. Над троном поднимают плакат: Да здравствует король!!?”

После чего следуют бурные и продолжительные аплодисменты.Маэстро принимает цветы,он со скорбью во взоре взирает на публику и из глаз его текут слёзы  Трагическая нотка на фоне грандиозного успеха и всенародного признания.

В фильме использована музыка Сергея Прокофьева, вокальные номера исполняют болгарские певцы. Также в этой “трагикомической сказке для театра” снялись Владимир Басов, Наталья Седых, Светлана Орлова, Сергей Мартинсон, Ирина Печерникова, Борис Сичкин. Эта музыкальная картина получилась,надо сказать, неожиданно смелой для советских-то времён! Одна роль Кухарки, грозящей всему миру огромным половником и питающей любовь к красным бантам,чего стоит…

В конце же фильма и вовсе, над троном короля, только что приказавшего казнить выявленных при помощи Труффальдино “плохих” заговорщиков,поднимают плакат: “Да здравствует король!!?” Ну, два восклицательных знака, куда ни шло, но в конце-то этого лозунга знак стоит вопросительный… Вообще же, фильм снят в какой-то необычной манере. Мне, например, с первых же минут просмотра стало ясно, что верно утверждение,будто бы все актёры-немного безумцы,впавшие в детство. Одним словом,творческие личности. Борис Сичкин в одном из эпизодов преклоняет колени перед как бы автором и режиссёром пьесы, разыгрываемой актёрами,стоящими у истоков театра, и произносит:

” Маэстро,дайте роль!”

В этом словно бы средоточие всей жизни настоящего актёра. Персонаж Сичкина просит дать ему роль и как актёр готов сыграть хоть верблюда,хоть корову,хоть принцессу, хоть старую и злобную кухарку…

Вообще же , существует легенда,согласно которой Гоцци написал пьесу “Любовь к трём апельсинам”, поспорив с Карло Гольдони (венецианский драматург, писавший пьесы для итальянского театра в Венеции, Париже и Лондоне, восхищался больше произведениями Мольера, свои собственные творения, принёсшие ему успех,мало его интересовали),что напишет пьесу на самый незатейливый сюжет,добившись при этом колоссального успеха. Так и вышло.

6 комментариев to Рецензия на фильм Любовь к трём апельсинам 1970

  1. Кошмар, а не фильм! В русской опере поют болгарские актеры с сильным акцентом. И это в нашей стране, с нашей оперной школой! Просто затрудняет понимание текста и раздражает страшно. Хочется послушать оперу, а безмозглая трескотня толпы за сценой раздражает, и ждешь, когда же будет музыка. Басов переигрывает. Выше всяких похвал Сичкин, Мартинсон и другие НАШИ АКТЕРЫ. Болгары никчемные, как один. Что Труффальдино никакой, что принц. Фильм – разочарование. Какому идиоту пришло в голову пригласить болгарскую киностудию? так заграницу хотелось? Взятку дали? Других объяснений нет. Вот были роскошные фильмы-оперы и Романа Тихомирова – вот это шедевр!

    • georgina:

      Я не видела этот фильм, но понимаю Ваше возмущение.
      Недавно посмотрела “Евгения Онегина” 1958 года фильм-оперу режиссёра Тихомирова. И это правда шедевр! Какие голоса! Галина Вишневская и Евгений Кибкало!

  2. Роман:

    Печально видеть отзывы “театралов” написанные по шаблону “не видел, но осуждаю!”.
    Во-первых, исполнитель роли Принца – не болгарин, а один из величайших советских мимов Борис Амарантов.
    Во-вторых, то, что вы презрительно именуете “безмозглой трепотнёй толпы” и “переигрыванием” Басова будет восприниматься по другому, если понять, что эта постановка – дань памяти запрещённому в те годы Всеволоду Эмильевичу Меерхольду. (Всего через год после выхода этого фильма попытка бывших актёров театра Меерхольда провести вечер, посвящённый 100- летию Мастера, натолкнулась на прямой запрет министра культуры Фурцевой).
    Весь дополнительный текст и действие, созданные Лунгиным и Нусиновым – это прямое посвящение Всеволоду Эмильевичу. Ведь известен факт, что Прокофьев вор время Первой мировой войны несколько раз ездил в Европу к Дягилеву. В одну из поездок он взял в дорогу в качестве чтения литературный альманах “Любовь к трём апельсинам” (в котором в числе прочих печаталась и ранняя Ахматова). Во взятом Прокофьевым номере было опубликовано оперное либретто на основе пьесы Гоцци “Любовь к трём апельсинам”. Именно оно и легло в основу оперы Прокофьева. Авторами либретто значились К.Вогак, В.Соловьев, ДОКТОР ДАПЕРТУТТО. Доктор Дапертутто – псевдоним Меерхольда, который не раз упоминается в лирике Ахматовой. Естественно, что фамилия растрелянного либретиста была заменена фамилией самого Прокофьева. Вспомните фильм “Весёлые ребята”, в титрах которого несколько десятилетий в качестве сценариста значился Г.Александров, а не репрессированные Эрдман и Маас.
    Фильм очень живо показал атмосферу импровизации, в которой творил Меерхольд. Басов очень талантливо передал типичную меерхольдовскую экспрессию, использовал характерные позы и жесты классика театра.
    А Ваши претензии по поводу акцента иностранных актёров – так просто смехотворны. Тогда давайте запретим Нетребко петь Моцарта, Верди и Россини. Пусть выступает только в “Пиковой даме” и “Борисе Годунове”. Любой певец, даже великий, на чужом языке поёт с акцентом.

  3. Роман:

    Хотел добавить немного информации по поводу “никчемных болгаров”.
    Партию Фаты Морганы за кадром поёт Лиляна Барева, одна из лучших болгарских сопрано того времени, с успехом гастролировавшая в Москве.
    В роли Клариче мы слышим Александрину Милчеву. Дуэт этой “никчемной болгарки” с Пласидо Доминго признан самым успешным в истории Венской оперы. Во время исполнения ими “Кармен” публика устроила 40-минутную овацию, вызывая их “на бис” 36 раз! Но для взыскательного вкуса Элеоноры её мастерства явно недостаточно…

  4. Роман:

    P.P.S. Заметил, что обошёл вниманием ещё одного достойного человека, почему-то причисленного к “никчемным болгарам”. В роли Труфальдино – Андрей Николаев, на момент съемок фильма Заслуженный артист РСФСР. Для зрителей старшего поколения известен как клоун – ассистент легендарного Карандаша, затем выступавший с сольными номерами. Между прочим, за всю историю советского цирка призы на международных цирковых конкурсах, проходящих не в “братских социалистических странах” получили только два клоуна: Олег Попов и Андрей Николаев.
    Сразу после съёмок фильма Николаев активно занялся цирковой режиссурой, а также преподаванием на кафедре эстрадной и цирковой режиссуры в ГИТИСе. Именно профессор Николаев, в тот момент уже Народный артист РСФСР, был куратором группы 1981 года выпуска, в которой училась Алла Пугачёва. Позже к Андрею Николаеву в ГИТИС целенаправленно пришёл учиться актёр “Лицедеев” Георгий Делиев, создавший из ансамбля пантомимы при Одесской филармонии театр “Маски”, больше известный, как “Маски-шоу”.
    Вот Вам и “никчемный болгарин”…

    • Спасибо Вам большое за такой экскурс в историю и ликбез по цирковому искусству столь плотно переплетавшемуся с кино. Многие факты были для нас открытием и заполнили большой пробел в этом направлении.
      Про Делиева – так вот откуда у него “ноги растут”. Маски очень качественная программа, где виден класс актеров и мощная база лицедейства.
      Воистину, насколько разное у всех восприятие – и для современного человека подобная постановка это серьезное испытание. Далеко не все выдерживают, ибо постановка так же предъявляет требования к зрителю :)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *