Зажги красный фонарь \ Подними красный фонарь \ Raise the Red Lantern (1991) –режиссёр Чжан Имоу

Фильм «Зажги красный фонарь» один из самых восхитительных в моей жизни.  В прямом смысле я смотрела его,  открыв рот. Это как сходить в театр на оперу или балет. И я ничуть не удивилась, когда прочитала, что впоследствии фильм «Зажги красный фонарь» адаптировали в балет, а режиссёром спектакля выступил тот же Чжан Имоу. Мало того, он открыл для мирового кинематографа  красавицу Гун Ли (Ганнибал: Восхождение), сняв её в нескольких фильмах. Самым известным Голливудским проектом стал фильм «Мемуары гейши». 

«Зажги красный фонарь» поставлен по роману Су Тонга «Жёны и наложницы», где рассказана невероятная история  19 летней Сонглиан. События происходят в  Китае в 20-ые годы прошлого века. Умница, красавица Сонглиан потеряла отца, пришлось расстаться не только с университетом, но и с надеждой на замужество по любви. Мачеха не давала покоя беспрестанными жалобами о безденежье, и девочка приняла предложение богатого господина Чена войти в его дом четвёртой женой. Она вошла в дом с маленьким чемоданом и была сразу встречена  вспышкой ненависти со стороны молоденькой служанки с видами на благосклонное расположение хозяина.

Все женщины в этом доме так или иначе находились в постоянной борьбе за хозяина. Первая жена, ровесница хозяина, давным-давно родила ему сына и перестала  даже пытаться соблазнить своего  господина, вся её деятельность была направлена на то, чтобы умаслить других жён и следить за соблюдением традиций, которые регламентировали каждый вздох четырёх жён.

Вторая жена встретила Сонглиан комплиментами, ласковой улыбкой и приятной беседой, но как оказалось в дальнейшем,  у неё было лицо Будды, а сердце скорпиона. Именно она стравливали всех женщин, пытаясь любыми способами очернить соперниц. Третья жена, бывшая оперная певица, импульсивная, страстная, беспокойная натура. Именно её  Сонглиан считала своим главным врагом. Дом господина Чена  словно миниатюра какого-то города со своими улицами, башнями, пагодами и отдельно отстоящей не то часовней, не то избушкой, куда любопытная Сонглиан пробирается, чтобы упереться в закрытую  на ржавый замок дверь. Слухи о  том, что там  когда-то казнили неверных жён,  кажутся нелепыми даже ей.

Она с интересом наблюдает за многочисленными ритуалами и церемониями в  доме. Управляющий делами хозяина, словно глашатай выкрикивает номер наложницы, где хозяин собирается провести ночь.

 

Тут же избранная осыпается многочисленными почестями со всех сторон:  старая служанка делает чувственный массаж ног, ударяя специальными молоточками по ступням, избранная женщина вправе заказать любую,  самую изысканную еду.  Но самое главное, и в её спальне, и на улочке  перед её окнами зажигают огромные красные фонари.  Интересно, что мы так и не увидим лица этого хозяина, настолько он не интересен для всего повествования. Он как некая внешняя движущая сила, как механизм, что-то нечеловеческое в его поступках, дикой приверженности раз и навсегда заведённому порядку. Он всегда в полутени, то спрятан за тонкими занавесками спальни, то  сидит в глубине комнаты, слушая вызубренный урок крошечного сына  от третьей жены. Его незримое присутствие словно туча нависает над домом, его жёнами, челядью. Они все развращены его влиянием, его омерзительными правилами. Войдя в дом с надеждой получить свою долю ласки и участия, Сонглиан превращается в  беспощадную, ревнивую стерву. Перед нами проходит неполный год,  но  его воздействие  на душу  разрушительно.

Ни  цветочка,  ни деревца  вы не увидите в кадре. Жуткий дом, как тюрьма или казарма, одинаково угнетает и зимой и летом. Красивый снег, роскошный закат, изысканная эстетика каждой сцены, но порой охватывает чувство, что это декорации к спектаклю, что люди это и не люди вовсе, а марионетки и каждый шаг их давно предопределён.

И  вот ещё что меня поразило, я ни разу не угадала, как будет развиваться действие, какую роль сыграет тот или иной персонаж. Все клише, накопленные за многие годы просмотров сотен фильмов, провалились. История развивалась каким-то своим замысловатым путём, где герои  несколько раз меняли свои амплуа. На ум пришла избитая фраза «Восток – дело тонкое».  Но смеяться совсем не хотелось…
PS:
Рекомендую посетить наших друзей — дорама и азиатское кино!

Смотреть фильм Зажги красный фонарь онлайн:


[nggallery id=106]

 

One Response to Зажги красный фонарь \ Подними красный фонарь \ Raise the Red Lantern (1991) –режиссёр Чжан Имоу

  1. очень интересный фильм

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *