Фильм «Замочить старушку» 2oo4 года является ремейком британского фильма 1955 года, который был очень успешным в прокате и получил высокую оценку кинокритиков. Кому-то версия братьев Коэн кажется неудачной в сравнении с оригиналом. Мне сравнивать не с чем, а потому остановлюсь на ремейке.
С самых первых кадров нас погружают в атмосферу южного города. Яркие краски лета в самом разгаре, сонные полицейские, которые уже и не помнят, когда занимались своими прямыми обязанностями. Жизнь течёт неспешно, как река Миссисипи в своих неизменных берегах. Только одна старушка не даёт расслабляться полицейским.
В час сиесты она буквально врывается в участок, чтобы напомнить стражам порядка, за что им платят деньги налогоплательщики. Эта миссис Мансон (Ирма П. Холл), цветная, настоящая заноза в их благополучном ленивом существовании. Требует вмешаться, протянуть руку подростку, который «ходит прямо по краю бездны», слушая не ту музыку, не те слова, получает воспитание не той культурой. Старушка называет эти энергичные песни «хипоти хоп», считая, что они могут сбить кого угодно с пути истинного, тем более, парнишку.
«Праздник Балтазара. Странник среди нас»
C такими таинственными словами она покидает участок, основательно стряхнув с полицейских сон и паутину. Миссис Мансон живёт в замечательном собственном доме, доставшемся ей после смерти дорого мужа. В гостиной на центральном месте висит его портрет, к которому она беспрестанно обращается, ведя бесконечные разговоры о жизни, испрашивая одобрение у давно ушедшего. В доме живёт кот, Проказник, существо, которому отдана вся нерастраченная любовь пожилой леди. Вот в этот дом и стучится однажды некий господин по имени Голдвейт Хиггинс Дорр (Том Хэнкс), профессор всех мыслимых и немыслимых степеней и званий.
Хэнкс предстаёт в полном блеске своего комедийного таланта. Его милейший облик вызывает множество ассоциаций, среди которых, как ни странно, сам дьявол. Может, поэтому старушка с таким трудом позволила себя уговорить сдать ему комнату и подвал, где он будет репетировать со своим оркестром.
— Уж не песенки ли в стиле «хипоти хоп» ?
— О нет, Только благородную музыку периода ренессанса. Музыку, угодную бог».
Так в доме появляется бэнд или банда, что по сути одно и тоже. Четыре человека, отозвавшиеся на объявление в газете, собранные воедино гением Г. Х. Дорра.
Профессор умелой рукой дирижёра управляет своим безумным квартетом. Божественная музыка Луиджи Боккерини льётся из магнитофона, чтобы усыпить подозрительную старушку –«оркестр» репетирует трудные пассажи, прорываясь сквозь толщу земли к заветной дверце, за которой находятся денежки казино. Всё дело в том, что подвал дома старушки граничит со стенкой подземной комнаты, в которой хозяева плавучего казино складывают свои доллары и центы. Очень хитроумно это придумано: не надо тратиться на охрану, многоуровневую систему защиты. Достаточно соединить лодку, на которой находится казино подземным переходом с комнатой под землёй и никаких тебе хлопот. Но на каждый приём есть свой лом. Таким ломом оказывается профессор со своей командой.
Невзирая на различные трудности, шероховатости взаимодействия, недопонимание и разницу интеллектов, преступники сыграли как настоящий ансамбль –деньги украдены, не беда что разлетелись от взрыва по всему подвалу и заставили миссис Мансон устремиться всей своей внушительной массой в подвал. Там она и застала всю банду в самой уязвимой ситуации. Деньги сказали всё. Никакими чарами профессор-дэнди не смог умаслить решительную старушку. Она вынесла вердикт — либо вернуть греховные деньги в казино и бежать молиться в церковь, либо она звонит в полицию.
Что же, у грабителей не осталось выбора только как одно — замочить старушку. А это вам не казино грабануть. Так начинается самая тяжёлая работа для воров – стать убийцами милой пожилой леди. Не смолкают заразительные госпелы во время богослужений, которые посещает миссис Мансон, звучит менуэт для струнного квинтета и на этом фоне творится невероятная история, которую с большим знанием дела рассказывают братья Коэны. Смотреть эту историю истинное наслаждение.
После «Невыносимой жестокости» это самый «телевизионный» фильм Коэнов. Имхо, разумеется.
Спасибо за рецензию.