Вы точно будете вспоминать этот фильм ещё долгие годы. На ум придет и «Фарго», и «Криминальное чтиво», и «Карты, деньги два ствола» и ещё с десяток разных картин, но «Залечь на дно в Брюгге» перешибёт всё не своей простецкой историей, а главным действующим героем, самим городом, где это безумство происходит. Сказочно прекрасный, шагнувший из детских снов, он будет преследовать до тех пор, пока вы не плюнете на привычный ландшафт и не отправитесь на поиски этого города, где время словно застыло в средневековье.
История не слишком замысловатая – киллер Рэй (Колин Фаррелл) провалил своё первое дело, и заказчик Гарри (Рэйф Файнс) отправил его вместе с напарником Кеном (Брендан Глисон) в Брюгге – залечь там на дно и ждать инструкций.
Для Рэя город как чистилище, истинное наказание за убийство, и каждый шаг в нереальной красоте напоминает ему об ошибке, которую он только что совершил. Для Кена город как божий подарок, как заслуженная остановка в опасной работе, и он отдаётся всем сердцем туристическим маршрутам, пытаясь вовлечь напарника в свой восторг перед вечностью. Ожидание звонка от шефа омрачает вынужденные каникулы наёмников.
Когда звонок раздаётся, он не сулит ничего хорошего ни тому, ни другому. Кен понимает, что вынужден сделать грязную работу, в то время как он, наконец, пришёл в полное согласие с миропорядком. Однако нам не зря показывают триптих Иеронима Босха «Страшный суд», напоминая, зачем сюда прибыли герои «Залечь на дно в Брюгге».
Интересную задачку ставит перед зрителем режиссёр – он заставляет нас сочувствовать убийцам, особенно Рэю, и всё потому, что тот находится в нескончаемом мучении, а слёзы постоянно готовы брызнуть из глаз. Невозможно даже представить, как он с таким чувством вины живёт.
Оно омрачает всё, даже фантастический город и парализует обычные человеческие удовольствия. Встреча с Хлоей на съёмочной площадке, где снимают своеобразный ремейк знаменитого мистического триллера «А теперь не смотри» Николаса Роуга, на какое-то время притупила воспоминания.
Хлоя и карлик, которому она толкает наркотики, её странный партнёр по бизнесу или сексу Эрик, все эти персонажи будто нисходят с сюрреалистических полотен Босха. И финальная сцена, когда, наконец, с появлением Гарри разрубается узел жалкого существования сразу нескольких персонажей, оставляет чувство полного сюра – да не может быть столько крови в таком безмятежном городе, эпицентре неземной красоты. А кто сказал, что всё рассказанное истинная правда? Разве это не мудрая притча о грехах человеческих, и том, всегда ли правильно воздавать по заслугам?
Гарри выступает как вершитель справедливости. Он уверен, что Рэй должен умереть. Кен считает, что ему следует дать шанс, поскольку нравственные муки, на которые он себя обрёк, страшнее смерти самой. Сцена спора между Кеном и Гарри буквально сочится философией – жизнь Рэя в руках двух противоположных концепций.
На наших глазах чаша весов колеблется между жизнью и смертью. Все трое вползли в чистилище. Все трое замерли в ожидании момента истины, они буквально заперты в ловушке средневекового города и ждут вершения своей судьбы.
Рэйф Файнс великолепен в роли злодея с принципами – его ничтожно мало в картине, но это не его история. Он – вершитель, он в тени и только тогда, когда нарушены правила и кодексы его преступного бизнеса, он появляется во всей своей злодейской красе, и тогда берегитесь.
Несомненно, хорош Брендан Глисон. В нём бездна иронии, он интеллигентен, он ценит красоту Брюгге. Не хочу спойлить, но в одной сцене он настолько натуралистичен, что холодок бежит по спине.
Колин Фаррелл очень убедителен в роли молодого человека, потерявшего желание жить. Будучи парнем не крепкого ума, он страдает в десятеро больше, поскольку не пытается играть в интеллектуальные игры, прикрывая своё преступление какими-то рациональными одеждами. Для него всё предельно просто, а потому неотвратимо страшно и смыть такое можно только своей кровью.
Не знаю, любите ли вы фильмы с открытым концом, но «Залечь на дно в Брюгге» именно таков. Выжил ли Рэй или он комментирует происходящее с того света, совсем не важно. Важно, что у каждого случилось нечто очень основательное с душой, что-то в них сдвинулось в Брюгге, похожем на сказочный пряничный городок.
p.s. Музыка в фильме восхитительна — на всякий вкус! Композитор Картер Бёруэлл
Наконец-то в отпуске дождалась от тебя подарок—рецензию на один из моих любимейших фильмов. Посмотрев его,я открыла для себя целую плеяду имен— Брэндан Глисон (вообще не обращала на него внимание до этого фильма), Колин Фаррелл (я его как героя жёлтой прессы воспринимала, а не как актёра) и обожаемые мною братья МакДонах. Ищу и смотрю теперь все их фильмы и ни разу не разочаровалась.Жаль, что снимают они так мало.
Файнс, не смотря на небольшую по экранному времени роль, необыновенно хорош ,вообще не вспомню у него ни одного проходного фильма).
Видела на днях «Голгофу» Джона МакДонах с тем же Глисоном — до сих пор нахожусь под впечатлением, посмотри обязательно.
И ещё—при просмотре»Брюгге» я впервые по-настоящему пожалела, что не могу покидать пределы нашей страны, так как в фильме бесподобно показано всё то, что я давно мечтаю увидеть. Этот город из сна(согласна с тобой абсолютно) просто воплощение поздней готики с живописными шедеврами Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга и Иеронима Босха.
Саша, с заслуженным отпуском тебя! Я совершенно потеряла тебя, дорогая.
И опять поразительное совпадение — Колин Фаррелл и для меня стал открытием в этой картине. Поначалу раздражал — бровки домиком, а потом привыкла к нему и увидела его разным, меняющимся. Файнс просто отжёг! А Глисона люблю с «Храброго Сердца», он там, правда, слишком фактурный и без особого психологизма. Жду-не дождусь их с Фассбендором совместного «О водоплавающих», где ожидается и Колин Фаррелл. Мне очень понравилось, что Колин взялся за ум и бросил плохие привычки и сосредоточился на семье- его теперь часто ловят выходящим из центров йоги.