С превеликим удовольствием посмотрела двухсерийный фильм производства BBC «Заговор против короны». Признаюсь, питаю слабость к костюмным фильмам. Конечно, лучше бы фильм периода правления королевы Виктории с высокой эстетикой во всём, не рубят головы направо и налево, прогресс вовсю шагает по планете. Но за неимением романтической мелодрамы в репертуаре Майкла Фассбендера пришлось смотреть кровавую историческую драму из очень отдалённого периода истории Британии — Заговор против короны, о чём я ничуть не пожалела. Три с лишним часа по горло в крови, заговорах, бесконечных интригах, битвах за трон и ложе пролетели как миг. Умеют англичане снимать фильмы про свою историю, не чета нам. История Соединённого Королевства не менее кровавая, чем российская, что прекрасно подтверждает «Заговор против короны».
Битва между королевой английской Елизаветой (1533-1603) и королевой шотландской Марией Стюарт (1542 -1587), а соответственно между протестантами и католиками, унесла жизни многих тысяч людей. Когда смотришь исторический фильм, где Мария Стюарт изображена настоящим отродьем, стервой и страхолюдиной, сразу понятно, что спонсоры истинные англичане протестанты. Как только в образе Марии мы видим прехорошенькую молодую актрису, и все её жестокие поступки логично выстроены как защита или ответ на вызов, то к бабке не ходи, к финансовому менеджменту имеют отношение католики Шотландии.
На форумах по-прежнему не утихает битва между двумя религиями острова. Заметьте, не между мусульманами и христианами. B этой области у них всё предельно толерантно. Впервые я увидела на экране Марию Стюарт такой как её когда-то описал Стефан Цвейг — умницу, красавицу, обольстительную светскую женщину, утончённую, приехавшую в варварскую Шотландию из Франции, чтобы занять престол и заставить Елизавету ревновать, ненавидеть и бояться. Приятно, что Марию сыграла молодая французская актриса Клеманс Поэзи и сыграла так мощно, в таком развитии характера, что, несомненно, именно она царит в первом фильме.
Она возвращается в Шотландию в статусе королевы Франции после смерти своего мужа короля Франциска II, ей всего 18 лет, но по меркам сурового века это много, если и до 30 не все доживали. Превращение Марии из трогательной молодой женщины в жестокую правительницу, чьи амбиции умело подогревались местной знатью, происходит прямо на наших глазах весьма убедительно. В фильме много секса, много крови – предки знали толк и в том и в другом. Показательные казни заменяли телевизор и интернет.
Несколько сцен — королева Мария Стюарт и Ботвелл:
Головы надевали на кол для устрашения, католических священников тут же вздёргивали, если заставали их за проведением мессы.
Мария вступает в брак по расчёту с двоюродным братом Генрихом Стюартом, чтобы родить наследника, который с обеих сторон будет главным претендентом на английскую корону.
После рождения сына Якова, она тут же отлучает пьяницу мужа от своего ложа. Королева давно неравнодушна к своему телохранителю графу Ботвеллу, страстному, мужественному шотландцу, и это лишь дело времени, когда они бросятся друг другу в объятия. Чтобы убрать с дороги ненавистного мужа, королева напрямую обращается к своему фавориту, который только и ждёт её приказа. Ботвелла великолепно играет Кевин Маккид, его герой сгорает от страсти, его раздирает ревность, он готов положить на алтарь любви собственную жизнь. Брак с таким человеком окончательно отвратил от королевы последних союзников.
Поиграв в большую политику, отдав на заклание самых лучших людей из своего окружения, Мария Стюарт сдалась на волю победительницы королевы Английской. Так заканчивается первая серия фильма «Заговор против короны», где Фассбендера нет и в помине, но поверьте, он стоит того, чтобы смотреть, потому что предваряет события второго, где Майкл играет немаловажную роль по определению – он тот самый Гай Фокс, чучело которого британцы сжигают 5 ноября, едят сосиски, запечённые на костре, пьют пиво и ликуют по поводу счастливого раскрытия заговора шотландских католиков.
Если в первом фильме абсолютная звезда Клеманс Поэзи в роли Марии Стюарт, то во втором фильме — Роберт Карлайл («На игле», «Мужской стриптиз», «Людоед») в роли короля Якова — взрослого сына Марии Стюарт.
Хромой, некрасивый, хитрый, не имеющий друзей, он, тем не менее, прирожденный король — властный, решительный и жестокий. Карлайл обладает исключительно подвижным лицом, у него играют глаза, нос и губы. А как играет его тело и искалеченная нога, которую он с таким трудом волочит за собой!
Акценты чётко расставлены: он неудачник, поэтому утешения не ищет у женщин, не доверяет им и обращается с ними по-зверски. На протяжении фильма Якову приходится лавировать между всеми политическими течениями, предавая то одних, то других, выторговывая себе бонусы. Всё это время его мать находится в заключении, но он относится к этому факту терпеливо, потому что никогда ей не простит связи с Ботвеллом и убийства отца, сказывается и влияние шотландской знати — ярых религиозных противников Марии Стюарт, среди которых вырос Яков. Его отношения с женой Анной (Сира Стамп) сводятся к одному, как можно скорее заполучить наследника, а потом утешиться в постели фаворитов.
Усмиряя одной рукой протестантов, а другой убивая своих же нетерпеливых союзников, он сумел дождаться смерти королевы Елизаветы и взошёл на трон Англии и Шотландии в 1603 году, объединив два королевства. Пообещав окончание притеснений католикам и всеобщую религиозную толерантность, он нарушил обещание после своей коронации, вешая и казня католиков с изощрённой жестокостью.
Даже Мел Гибсон не стал показывать детально казнь, через которую прошёл его герой Уильям Уоллес в фильме «Храброе Сердце». Но в «Заговоре против короны» мы налюбуемся такими графическими картинками в избытке.
Как только Гай Фокс (Майкл Фассбендер) ступил на родную шотландскую землю, он сразу попал на поле брани, усеянное обезображенными трупами своих соотечественников.
Миссия Гая Фокса проста, ему надо убить короля. Фассбендер играет свою роль невозмутимо, в духе Клинта Иствуда из «долларовой трилогии». Он знает себе цену, знает что идёт на это ради своей католической веры и никому не доверяет. Думаю, эта роль стала важной вехой в его карьере и краеугольным камнем в фундаменте его фильмографии – фильм очень качественный во всех отношениях, на съёмочной площадке он работал только с профессионалами высокого уровня, у которых было чему поучиться, да и окунуться в историю и сыграть такого знаменитого человека как Гай Фокс, это уже достижение.
Фильм «Заговор против короны» лишнее напоминание о том, как непросто было человеку в ту далёкую эпоху. Если провести историческую параллель, то в то же самое время, когда происходят события в Англии, на Руси правит царь Иван Грозный. Интересный исторический факт – он просил руки молодой Елизаветы, она ему отказала, он написал ей грубое письмо. Но это не расстроило их дружбы, они продолжали переписываться вплоть до его смерти. И Елизавета, а потом и король Яков, всячески поддерживали торговые и дипломатические отношения с Московией. Мир не был таким изолированным, как иногда кажется. Все правители в борьбе за престол использовали методы, типичные для своего жестокого времени и не останавливались ни перед чем.