Я, робот – считается кинокритиками лебединой песней Уилла Смита, ни до, ни после он не сыграл лучше или даже на уровне своей роли полицейского Дела Спунера, но, как говорится, фильм привлек не этим.
Фильм про будущее, обладающий внушительным рейтингом — IMDb: 7.10, кинопоиск – 7,9 и всего одной негативной рецензией из 83! В рецензии на фильм “Искусственный разум” я обещал присмотреться к фильму “Я, робот”, настало время…
Сюжет:
Полицейский Дел Спунер крут как вареные яйца, черный кожаный плащ, кожаные штаны, рэпперская шапочка, кеды из прошлого века, хотя на дворе 2035 год. Похоже, что он сам из прошлого века и его недавно разморозили, в подтверждение этой версии полицейский Спунер с самого начала стал демонстрировать паранойю крайней стадии и неоправданную фобию роботов. Роботы, которые уже давно воспринимаются как неотъемлемый элемент городского ландшафта (всеми кроме нашего главного героя) и которые уже повсеместно выполняют грязную и рутинную работу за человека.
Все начинается с экстренного вызова Спуна на место неожиданного самоубийства учёного Альфреда Лэннинга, работавшего в в U.S. Robotics — главной конторе, занимающейся созданием и разработкой роботов. Лэннинг был флагманом робототехники и всегда ратовал за создание новых, более совершенных и умных моделей. Несколько лет назад Дел Спуннер попал в аварию и оказался на больничной койке, где ему вживили стальной протез в рамках эксперимента проводимого Лэннингом. Так завязалось знакомство между Делом и Альфредом, между пациентом и экспериментатором-робототехником. Расследуя смерть своего друга, Дел начинает рыть в сторону убийства и следовать древнему правилу – “Ищи, кому выгодно”.
Неожиданно поиски выходят на робота последней модели, который не подчиняется сервисным командам, более того он и вовсе нарушает все три незыблемых правила робототехники –
— Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
— Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
— Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.
Становится понятно, что робот лишь марионетка в чьих-то умелых руках, ну а кому выгодно, явно указывает на главу компании U.S. Robotics, но не спешите с выводами, сюжетный твист гарантирован.
Парочка тезисов после просмотра:
— Монополия это плохо. Понятно, что от одной конторы монополизировавшей весь рынок роботов ждать можно только разных закидонов, а то и полноценной заявы на мировое господство.
— Уилл Смит действительно хорош в этом образе. Раздражал только избыточным самолюбованием в кадре, этого было немножко слишком много. Образ, кстати, для Смита типичен, он точно такой же в франшизе Люди в черном.
— Объяснение, почему роботы, таки смогли нарушить все три закона робототехники, мне показалось слабым и несостоятельным. Профессор Лэннинг объяснил все блуждающими токами и появлением сознания у роботов.
— Финал, да и само название фильма, тонко намекает, что главный герой полицейский Дел Спуннер робот. По-идее он должен был это случайно узнать в финале расследования, но ничего подобного, обычный киборг, который крошил роботов пачками.
— Нелепая, типа комедийная роль Шайа ЛаБафа, она ничем не оправдана, напомнило ситуацию, когда богатый спонсор ставит условием снять его любовницу или родственника в фильме и специально под этого человека дописывают в срочном порядке роль в готовый сценарий.
— Компьютерная графика в фильме устарела для 2014 года, хотя это вполне терпимо, все-таки это не главное.
— Сюжет, не смотря на все отсылки к произведению Айзека Азимова, детский и наивный, Голливудские сценаристы знают лучше, как надо снимать!
Несколько интересных фактов про Айзека Азимова…
У Айзека русские корни – он родился в еврейской семье мельника в Смоленской области, но в возрасте трех лет его семейство таки перебралось туда, где уже основательно осели многочисленные родственники – в Америку в Нью-Йорк.
Во время массовой охоты на ведьм, на “проклятых комми” в демократических Америках, за Айзеком (он же Исаак) была установлена круглосуточная слежка со стороны ЦРУ. Но фантаст оказался чист, хотя и придерживался подозрительно миротворческих и даже пацифистских взглядов.
Про параллели с книгой Айзека Азимова “Я, робот”.
Для написания этой рецензии пришлось заново прочесть книгу “Я, робот”, чтобы понять насколько сценаристы поглумились над классикой фантастики. Посему спешу успокоить общественность (вдруг, кто не в курсе):
В фильме Алекса Пройаса “Я, робот” используются лишь названия из одноименной книги Азимова. Пресловутая компания U.S. Robotics, ученый робототехник Альфред Лэннинг, ну и, конечно же, детище Айзека – три закона робототехники.
Отчасти можно конечно приплести сюда куски сюжета фильма и провести параллели с некоторыми рассказами, из которых и состоит книга “Я, робот”. В частности про робота нарушившего законы робототехники и скрывавшегося среди обычных роботов, но все это весьма отдаленно напоминает книгу.
Резюме – фильм посмотреть стоит, особенно любителям фантастики, не смотря на некоторые глупые сюжетные ходы (смотри тезисы после просмотра) я удовольствие получил, чего и вам желаю. Насчет высоких рейтингов – скорее всего, согласен, что в 2004 году “Я, робот” произвел такое мощное впечатление.
Каким это боком Спуннер — робот?
На это указывает несколько факторов —
— Как бы главный герой фильма полицейский Дел Спуннер, а название у фильма «Я, робот»
— Подозрительность и даже ненависть к роботам, которая выглядит нездорово и чуть ли не запрограммировано.
— То, что обычный человек вдруг в одиночку смог противостоять такой армии роботов нового поколения, это весьма и весьма подозрительно. После всех этих сумасшедших разборок он оказывается жив и невредим.
так что впечатление, что вначале в сценарии Дел Спуннер был роботом, но потом решили намудрить и всех взять и обмануть.
Надо обязательно посмотреть, Уилл Смитт любимый актер