Добро пожаловать в шапито.
Не люблю современные отечественные фильмы. Можете бросать помидоры и тапки. Но за редким исключением, (Как я провёл этим летом, Морфий, Дикое поле, Граффити и некоторых других картин последних лет) новое российское кино меня сильно расстраивает.
Можно долго распространяться, чем именно и разбирать по косточкам отдельные яркие примеры, но в основном, пугают две тенденции:
1) Попытки снимать этакое приголливудленное кино, масштабное и эпическое, не располагая при этом достойным бюджетом. Результат: в стремлении объять необъятное получаем неубедительный видеоряд с плохими (а часто ещё и не соответствущими эпохе костюмами и интерьерами), актёрской игрой ниже среднего (но зато с обязательными белозубыми улыбками – часто в фильмах о войне – и обязательными эротическими сценами, надолго отбивающими любое влечение). Сладко, гадко, марионеточно и облагороженно.
2) Другая крайность – реалии российской жизни. Дух коммунального быта в каждом диалоге, кухонные споры. Честные (и не очень) менты, ах, простите, полицейские, бандиты, гопники, и молодёжь, показанная так, что любым американцам с их медведями – водкой – балалайками и не снилось. Взгляд на свою Родину как на страну дураков.
И вот на этой обильно унавоженной, но почему-то неплодородной почве иногда пробиваются ростки неплохого кино.
«Шапито-шоу» Сергея Лобана — как раз пример такого фильма. Не претендуя на высокую философию, история «Любовь и дружба» завлекает нас на карикатурное представление цирка-шапито. Намеренно избранная авторами форма повествования позволяет непринуждённо играть с картинкой, включать в повествование откровенно абсурдистские сцены (на одном помосте вдруг оказываются медведь в скафандре и Монроподобная барышня), перемежающиеся с песнями-танцами главных героев.
Зрителю предложены две взаимопроникающие истории. Фон – крымский пляжный отдых с его трогательными комнатушками, нудистскими пляжами, дурацким караоке, дешёвым вином, дискотекой и разухабистым отдыхом наших соотечественников.
«Любовь» (или её иллюзия) возникает между амёбным жителем виртуальных просторов Алексеем (носящим ник Киберстранник), убедительно сыгранным Алексеем Подольским и Верой – жизнерадостной девчушкой, любительницей походов, танцев и активного отдыха, инстинктивно тянущейся к серьёзному и как ей кажется, глубокому собеседнику.
Вера старается вырвать Алексея из его зашоренного мирка, показать ему, что стремление к веселью и детской наивной радости – это не что-то пошлое, мелкое и суетное, как он считает. Но это сродни спасению лягушки из болота. Упитанный, неспортивный и крайне неуверенный в себе мрачный Лёша нашёл в сети подобие свободы, возможность быть тем, кем он никогда не станет в реальности. Естественно, что их отношения представляют собой откровенный трагифарс, сцены которого подчас способны вызвать у зрителя приступы гомерического хохота.
«Дружба» рассказывает о глухом пареньке Лёше, который поддался на уговоры новых (как ему казалось) друзей и поехал в Крым «на гастроли», петь на сцене. Парень попытался доказать себе и своим друзьям детства, что несмотря на свою глухоту, он способен равноправно общаться с обычными людьми, не быть изгоем в обществе. В результате он понял, что для новых «друзей» он лишь дрессированная обезьяна со смешным произношением слов и идеализированным пионерским взглядом на жизнь. Главарь глумливой компании Сеня — позёр, играющий на публику, камуфлирующий внутреннюю пустоту и одиночество искромётным кривлянием и пакостными выходками.
Друзья Лёши, напротив, напрочь отгородились от внешнего мира и держат круговую оборону (как маленькое индейское племя) ото всех попыток этого мира проникнуть в их жизнь.
Отдельного внимания заслуживает появление в кадре Петра Мамонова в гидрокостюме, самозабвенно поющего глухим некую разудалую песнь под гитару, а также зрелище дискотеки для глухих.
Я считаю, что создателям фильма «Шапито-шоу: Любовь и дружба» удалось найти именно тот жанр, когда все причуды, клоунские выходки, неожиданная форма подачи органичны для картины. Иногда полезно взглянуть на себя в такое кривое зеркало, оценить со стороны проблемы, умело раздутые автором, для того, чтобы показать их абсурдность и ничтожность, посмеяться наконец и поностальгировать по крымскому беззаботному отдыху.
У картины две части. Вторая называется «Уважение и сотрудничество», и пока я её ещё не видела. Продолжение следует.
Там, судя по трейлеру еще и Стас Борецкий снялся… это же настоящая жесть.
Мамонов тот еще нехристь :)
А Киберстранник — это знаменитый Алексей Подольский, сыгравший главную роль в культовом фильме Пыль, в котором, кстати, тоже играет Мамонов.
Один кастинг как бы намекает, что это за фильм. :)
Да, это жесть :-) , особенно Борецкий — он-то шоу настоящее устроит :-)
Российскому кину конечно еще расти , да расти. Правда, качество съемок немного получше стало, а вот содержание…..