Мир искусства постоянно сотрясают скандалы, связанные с подделкой полотен. Например, самый свежий разразился в нашем городе – искусно выполненная подделка полотна Бориса Кустодиева была продана при поддержке эксперта международного рынка авангардного искусства Елены Баснер. Таких историй множество. Ещё интересней, когда полотна «великих мастеров», созданные здесь и сейчас, пополняют коллекции музеев. Предполагается, что они прошли тщательную экспертизу. Видимо, нет такой экспертизы над всеми экспертизами, чтобы вынести бесповоротный вердикт – качественная подделка. Не перевелись в миру великие искусники, одержимые тем, чтобы обвести вокруг пальца самых дотошных экспертов вместе с их навороченной техникой. Одним из таких умельцев являлся Марк Лэндис (род. 1955), чьё имя до сих пор приводит мир искусства в состояние шока и трепета. О нём снят документальный фильм «Искусство и ремесло» (Art and Craft). Рецензия взята и переведена с блога The Playlist.
Марк Лэндис самый плодовитый американский фальсификатор живописи. Он умудрился обдурить художественные галереи по всей стране, выступая в роли щедрого филантропа и покровителя искусства, даря редкие экземпляры из своей коллекции. Однако все эти подарки в действительности являлись безупречными репродукциями Пикассо, Матисса и др., которые он сам и выполнил.
Исполнение было настолько безупречно, что самые почтенные музеи (Филадельфийский музей живописи и Чикагский институт живописи среди них!) оказались в числе одураченных. Марк Лэндис стал врагом №1 для всех, курирующих живопись и выставки.
Тридцать лет он успешно надувал художественное сообщество, пока не встретил на своём пути въедливого архивариуса из Цинциннати, Мэттью Лейнингера, чьё желание вывести подделывателя на чистую воду было сродни одержимости Лэндиса подделать и всучить очередной «шедевр» очередному музею. Два сумасшедших в чистом виде. Любопытная деталь – Лэндис никогда не брал деньги за свои дары. Именно это особо исследует фильм – всю психологическую подоплёку, толкающую Лэндиса на воспроизводство нового полотна.
Погружение в психологическую мотивацию Лэндиса самый увлекательный момент этого документального фильма (режиссёры – Сэм Куллман и Дженнифер Граусман). Как только начинают открываться мотивы Лэндиса, зрителю становится понятно, что перед ним не прожжённый авантюрист, а физически и психологически хрупкая личность с душевным заболеванием. Осознаёт ли он сам, что занимается мошенничеством? Некоторые обвинители пошли совсем далеко, назвав его шизофреником.
Но это слишком упрощённый диагноз. Лэндис скорее всего проживает в мире аутизма, он весь направлен в себя, не умеет общаться, не смотрит в глаза собеседнику и сосредоточен только на одном, своей живописи. Лейнингер тоже не лыком шит, личность настолько захватывающая, что выдвигается местами в главные герои этого документального детектива. Он фанатик, взяв след предмета своей особой ненависти, готов потерять даже работу. Лэндис проворачивает свои аферы, демонстрируя недюжинный артистический талант.
Иногда он представляется священником, иногда горюющим по недавно умершей сестре. В реальности, он потерял мать за два года до начала съёмок картины, и частые отсылки к ней говорят о том, какую важную роль она играла в жизни сына. Но до какой степени в негативном смысле, осталось непонятным. «Искусство и ремесло» это фильм о таланте, ушедшем вразнос. Это сочувствие аутсайдеру с неправильно диагностированным душевным заболеванием. Уровень владения ремеслом и мимикрией не имеет параллелей, повтор невозможен. Ясно, что этот робкий с тихим голосом человек, не имел никаких злобных намерений, но он оставил клеймо на репутации художественного сообщества, и всем очень бы хотелось от него поскорее избавиться.
В фильме показана выставка, посвящённая подделкам Лэндиса. Цель такой выставки дать представление о жульничестве в живописи и как-то отдать должное его таланту.
Лэндис встречает свою Немезиду в лице Лейнингера, и даже такой фанатик-службист осознаёт, что имеет дело с многогранной личностью, далеко не беспринципной, нуждающейся в компетентной психологической помощи.
Ключом к действиям Лэндиса является желание быть принятым, желание быть частью сообщества, которое он боготворил.
Документальный фильм «Искусство и ремесло» это интригующий рассказ об импульсах творца, создающего контрафактное искусство, импульсах неправильно понятым, но которым невозможно сопротивляться. О таланте, ушедшем не в ту степь и о том, что прячется за желанием творить.
Я очень люблю подобные истории :) вот уж воистину как приложить моральные стандарты к науке и искусству?
Другой очень известный фальсификатор http://en.wikipedia.org/wiki/Han_van_Meegeren
Женя, спасибо за Хана ван Меегерена. Между ним и Лэндисом есть решающее отличие — Меегерен заработал огромные деньги на подделках. Лэндис — бескорыстный фальсификатор.
Очень бы хотелось, чтобы и о Меегерене сняли фильм. Тема просто завораживает…
Вам спасибо за тему! :) Тем не менее, заработанные деньги не спасли ван Меегерена от тюрьмы, но талант поразительный.
Да, перечитал статью, действительно увлекательно. Мне интересно как же он умудрился обмануть стольких спецов?
Возможно играло роль то, что картины отдавались бескорыстно и тут действовал принцип дареному коню зубы не смотрят?
Возможно ли такое воздействие на людей, когда они хотят чтобы это было так, чтобы картина была настоящей.
Дело не только в психологии )) помогали старые краски, соскребенные с дешевых картин неизвестных мастеров, а далее дело техники, которая оказалась на высочайшем уровне